Представления о социальной реальности: коммуникационные аспекты формирования в условиях информационной сингулярности
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-130-138Ключевые слова:
социальная реальность, социальные представления, информационное общество, масс медиа, средства массовой коммуникации, общественное мнение, информационная сингулярностьАннотация
Рассматривается роль современной массовой коммуникации в процессе формирования представлений о социальной реальности. В основе анализа лежат принципы феноменологического и постмодернистского подходов к социальному анализу, в результате делается вывод об определяющем и специфическом влиянии средств массовой коммуникации на индивида в условиях информационного общества. Ситуация современного социально-информационного обмена сильно осложняется фактором избыточности информации, невозможности полноценной обработки всего ее объема. Информационный избыток ставит человека в ситуацию выбора: ему необходимо выбрать определенные источники. Они и становятся основными медийными поставщиками репрезентаций о социальной реальности. Таким образом, представления индивида о социальной реальности во многом начинают зависеть от того контента, который транслируется по этим избранным каналам массовой коммуникации. И теоретические и эмпирические данные показывают, что это играет особую роль в структуре повседневных информационных практик индивидов, влияет на процессы самоидентификации и социализации в условиях текущей социальной действительности. Делается вывод, что представления людей о социальной реальности в большей степени имеют имиджевый характер, который конструируется и продвигается коммуникационными усилиями современных массмедиа. Во многом этот процесс зависит и от медиаконцепции выбранных каналов. Подчеркиваются искусственность и управляемый характер этого процесса.Библиографические ссылки
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2015. 240 с.
Деррида Ж. Призраки Маркса. М.: Ecce homo, 2006. 256 с.
Жульков М.В. Социальная реальность в энергоинформационном мире // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–3(38). С. 70–75.
Захаркин Р.А. Влияние средств массовой коммуникации на отношение к социальной реальности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 21. С. 134–139.
Кармадонова Т.Н. Влияние социальной адаптации личности на конструирование социальной реальности // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7, № 1–2. С. 260–265.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Мараховский В. Верю — не верю // Газета «Культура». 2017. 24 янв. URL: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/151462-veryu-ne-veryu/ (дата обращения: 08.12.2019).
Мусиец П.В. «Социальная реальность» в системе релевантных понятий // Вестник ВЭГУ. 2013. № 1(63). С. 125–129.
Осипов Г.В., Карепова С.Г., Климовицкий С.В. Новая социальная реальность как объект социального конструирования // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 246–258.
Панфилова А.О. Массовое сознание и общественное мнение в деятельности современной массовой коммуникации // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2015. № 1(73). С. 14–19.
Пахарь Л.И. Социальная реальность: анализ механизма функционирования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5(61). С. 135–143.
Пернацкий В. Феномен социальной реальности // Свободная мысль. 2015. № 3(1651). С. 173–188.
Сергеева Э.А. Социальное взаимодействие как основа построения социальной реальности: социально-философский анализ // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 40–43.
Тихонов А.В. Социология управления: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола) // Социологические исследования. 2018. № 2. С. 102–113. DOI: https://doi.org/10.7868/s0132162518020113
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М.: Эксмо, 2018. 256 с.
Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.
References
Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Moscow: Postum Publ., 240 p.
Derrida, J. (2006). Prizraki Marksa [Specters of Marx]. Moscow: Ecce Homo Publ., 256 p.
Festinger, L. (2018). Teoriya kognitivnogo dissonansa [Theory of cognitive dissonance]. Moscow: Eksmo Publ., 256 p.
Karmadonova, T.N. (2015). Vliyanie sotsial’noy adaptatsii lichnosti na konstruirovanie sotsial’noy real’nosti [Influence of social adaptation of the individual on the construction of social reality]. Voprosy sotsial’noy teorii [Issues of Social Theory]. Vol. 7, no. 1–2, pp. 260–265.
Lyotard, J.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna [The postmodern condition]. Saint-Petersburg: Aleteya Publ., 160 p.
Marakhovskiy, V. (2017). Veryu — ne veryu [I believe — I don’t believe]. Gazeta «Kul’tura» [«Culture»: newspaper]. Jan. 24. Available at: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/151462-veryu-ne-veryu/ (accessed 08.12.2019).
Musiets, P.V. (2013). «Sotsial’naya real’nost’» v sisteme relevantnykh ponyatiy [«Social Reality» in the system of relevant concepts]. Vestnik VEGU. No. 1(63), pp. 125–129.
Osipov, G.V., Karepova, S.G. and Klimovitskiy, S.V. (2014). Novaya sotsial’naya real’nost’ kak ob’ekt sotsial’nogo konstruirovaniya [New social reality as an object of social construction]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 6, pp. 246–258.
Pakhar’, L.I. (2014). Sotsial’naya real’nost’: analiz mekhanizma funktsionirovaniya. Seriya: Gumanitarnyye i sotsial’nyye nauki [Social reality: the analysis of the mechanism of functioning]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences]. No. 5(61), pp. 135–143.
Panfilova, A.O. (2015). Massovoe soznanie i obschestvennoe mnenie v deyatel’nosti sovremennoy massovoy kommunikatsii [Mass consciousness and public opinion in modern mass communication activities]. Izvestiya Dal’nevostochnogo federal’nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie [The Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management]. No. 1(73), pp. 14–19.
Pernatskiy, V. (2015). Fenomen sotsial’noy real’nosti [The phenomenon of social reality]. Svobodnaya mysl’ [Free Thought]. No. 3(1651), pp. 173–188.
Sergeyeva, A.A. (2011). Sotsial’noe vzaimodeystvie kak osnova postroeniya sotsial’noy real’nosti: sotsial’no-filosofskiy analiz [Social interaction as a base for construction of social reality: socio-philosophical analysis]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 5, pp. 40–43.
Shyuts, A. (2004). Izbrannoe: mir, svetyaschiysya smyslom [Selected: a world shining with meaning]. Moscow: ROSSPEN Publ., 1056 p.
Tikhonov, A.V. (2018). Sotsiologiya upravleniya: vchera, segodnya, zavtra (materialy kruglogo stola) [Sociology of governance and administration: yesterday, today, tomorrow (materials of a Roundtable)]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2, pp. 102–113. DOI: https://doi.org/10.7868/s0132162518020113
Zakharkin, R.A. (2017). Vliyanie sredstv massovoy kommunikatsii na otnoshenie k sotsial’noy real’nosti [Communication media influence on the view of social reality]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie [The Bulletin of Irkutsk State University. Series «Political Science and Religion Studies»]. Vol. 21, pp. 134–139.
Zhul’kov, M.V. (2013). Sotsial’naya real’nost’ v energoinformatsionnom mire [Social reality in the energy-informational world]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 12–3(38), pp. 70–75.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.