История и время: проблема нового начала в философии В. Беньямина

Философия

Авторы

  • Мария Александровна Савина Свободный университет Берлина, Германия, 14195, Берлин, ул. Кайзерсвертер, 16–18

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-55-64

Ключевые слова:

Беньямин, психология, субъект, кризис, развитие, история, критическая теория, свобода, нарратив

Аннотация

В своих ранних и в особенности в поздних работах Вальтер Беньямин развивает понятие истории, а наряду с ним и понятие субъекта. Последнее отчасти схоже психоаналитической, но отлично от экспериментально ориентированной трактовки субъекта в претендующих на научность психологических подходах. Критикуя историзм, свойственный, среди прочего, и культурно-историческому подходу в психологии, В. Беньямин проблематизирует как цикличность, так и линейный, прогрессивный ход времени, обращаясь к моменту «здесь и сейчас». При этом время определяется им как история, явленная субъекту в критическом настоящем (Jetztzeit der Erkennbarkeit), из которого история всякий раз и берет свое начало, преодолевая пустой гомогенный ход неисторического, или мифологического, времени. В. Беньямин не только разрабатывает критику субъекта мифа, но и, критически раскрывая настоящее как историю, описывает феноменологическую реальность кризиса субъективности и через ее призму определяет субъекта как субъекта истории. Анализу последнего и посвящена данная статья, в которой субъект истории представлен на материале трех фигур — рассказчика, критика и историка, — предложенных В. Беньямином в качестве инструментов осмысления собственной критической работы. В статье раскрыта языковая природа кризиса субъективности и связанная с ней мысль В. Беньямина об истории, свободе и трансформации субъекта, а также о возможности принципиально нового. Приведены психологические и психотерапевтические следствия идей В. Беньямина, позволяющие психологии в ее теоретических и практических рамках задаться вопросом о понимании ею истории, субъекта и развития.

Биография автора

Мария Александровна Савина, Свободный университет Берлина, Германия, 14195, Берлин, ул. Кайзерсвертер, 16–18

магистр культурологии    

Библиографические ссылки

Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. 517 с.

Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. 376 с.

Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002. 288 с.

Беньямин В. Рассказчик // Маски времени. Эссе о культуре и литературе / пер. с нем. и фр.; под ред. А. Белобратова. СПб.: Symposium, 2004. С. 383–418.

Беньямин В. Задача переводчика // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения: сб. статей. М.: РГГУ, 2012. С. 254–270.

Беньямин В. О языке вообще и о языке человека // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения: сб. статей. М.: РГГУ, 2012. С. 7–26.

Беньямин В. Улица с односторонним движением: пер. с нем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 128 с.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Азбука, 2010. 288 с.

Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Ницше Ф. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Культурная Революция, 2014. Т. 1, ч. 2. 480 c.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986. 117 с.

Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 680 с.

Розин В.М. От взглядов Л.С. Выготского к современной концепции развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 2. С. 367–385.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. СПб.: Владимир Даль, 2013. 592 с.

Ясперс К. Философия. Кн. 2: Просветление экзистенции. М.: Канон+, 2012. 448 c.

Benjamin W. Das Passagen-Werk // Gesammelte Schriften: in VII Bd. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991. Bd. V. 1354 S.

Benjamin W. Kierkegaard. Das Ende des philosophischen Idealismus // Gesammelte Schriften: in VII Bd. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991. Bd. III. S. 380–383.

Emden C. Walter Benjamins Archäologie der Moderne: Kulturwissenschaft um 1930. München: Fink, 2006. 184 S.

Critical Psychotherapy, Psychoanalysis and Counselling / ed. by D. Loewenthal. L., UK: Palgrave Macmillan, 2015. 309 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137460585

Horkheimer M. Traditionelle und kritische Theorie // Zeitschrift für Sozialforschung. 1937. Bd. 6, nr. 2. S. 245–294. DOI: https://doi.org/10.5840/zfs19376265

Saar M. Genealogie als Kritik. Geschichte und Theorie des Subjekts nach Nietzsche und Foucault. Frankfurt; N.Y.: Campus Verlag, 2007. 383 S.

Schlüsseltexte der Kritischen Theorie / A. Honneth (Hg.). Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. 414 S. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-90227-2

Schmider C., Werner M. Das Baudelaire-Buch // Benjamin Handbuch. Stuttgart; Weimar: J.B. Metzler, 2006. S. 567–584.

Wiegmann J. Psychoanalytische Geschichtstheorie: eine Studie zur Freud-Rezeption Walter Benjamins. Bonn: Bouvier, 1989. 128 S.

References

Arendt, H. (2013). Zhizn’ uma [The life of the mind]. Saint-Petersburg: Nauka Publ., 517 p.

Benjamin, W. (1991). Das Passagen-Werk [The arcades-project]. Gesammelte Schriften: in VII Bänden [Walter Benjamin: Selected works: in 7 vols]. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., vol. 5, 1354 p.

Benjamin, W. (1991). Kierkegaard. Das Ende des Philosophischen Idealismus [Gesammelte Schriften: in VII Bänden [Walter Benjamin: Selected works: in 7 vols]. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., vol. 3, pp. 380–383.

Benjamin, W. (2000). Ozareniya [Illuminations]. Moscow: Martis Publ., 376 p.

Benjamin, W. (2012). O yazyke voobsche i o yazyke cheloveka [On language as such and on the language of man]. Uchenie o podobii. Mediaesteticheskie proizvedeniya: [Doctrine of the similar. Media aesthetic works]. Moscow: RSHU Publ., pp. 7–26.

Benjamin, W. (2002). Proiskhozhdenie nemetskoy barochnoy dramy [The origin of German tragic drama]. Moscow: Agraf Publ., 288 p.

Benjamin, W. (2004). Rasskazchik [Storyteller]. Maski vremeni. Esse o kul’ture i literature, pod red. Belobratova A. Per. s nem.i fr. [The masks of time. Essays about culture and literature, ed. by A. Belobratov. Trans. from German and French]. Saint-Petersburg: Symposium Publ., pp. 383–418.

Benjamin, W. (2012). Ulitsa s odnostoronnim dvizheniem [One-way Street]. Moscow: Ad Marginem Publ., 128 p.

Benjamin, W. (2012). Zadacha perevodchika [The task of the translator]. Uchenie o podobii. Mediaesteticheskie proizvedeniya [Doctrine of the similar. Media aesthetic works]. Moscow: RSHU Publ., pp. 254–270.

Emden, C. (2006). Walter Benjamins Archäologie der Moderne: Kulturwissenschaft um 1930 [Walter Benjamin’s archeology of modern: cultural studies around 1930]. Munich: Fink Publ., 184 p.

Jaspers, K. (2012). Filosofiya. Kn. 2: Prosvetlenie ekzistentsii [Philosophy. Book 2: Lighting of existence]. Moscow: Kanon+ Publ., 448 p.

Heidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki [The fundamental concepts of metaphysics]. Saint-Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 592 p.

Honneth, A. (ed.) (2006). Schlüsseltexte der Kritischen Theorie [Key texts of a critical theory]. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften Publ., 414 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-90227-2

Horkheimer, M. (1937). Traditionelle und kritische Theorie [Traditional and critical theory]. Zeitschrift für Sozialforschung [Journal of Social Studies]. Vol. 6, no. 2, pp. 245–294. DOI: https://doi.org/10.5840/zfs19376265

Loewenthal, D. (ed.) (2015). Critical psychotherapy, psychoanalysis and counselling. London, UK: Palgrave Macmillan Publ., 309 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137460585

Mamardashvili, M.K. (2010). Klassicheskiy i neklassicheskiy idealy ratsional’nosti [Classic and non-classic ideals of rationality]. Moscow: Azbuka Publ., 288 p.

Nietzsche, F. (2014). Nesvoevremennye razmyshleniya [Untimely meditations]. Polnoe sobranie sochineniy: v 13 t. [The complete works of Friedrich Nietzsche: in 13 vols]. Moscow: Kul’turnaya Revolyutsiya Publ., vol. 1, pt. 2, 480 p.

Puzyrey, A.A. (1986). Kul’turno-istoricheskaya teoriya L.S. Vygotskogo i sovremennaya psikhologiya [Cultural-historical theory by L.S. Vygotsky and the contemporary psychology]. Moscow: MSU Publ., 117 p.

Puzyrey, A.A. (2005). Psikhologiya. Psikhotekhnika. Psikhagogika [Psychology. Psychotechnic. Psychagogy]. Moscow: Smysl Publ., 680 p.

Rozin, V.M. (2016). Ot vzglyadov L.S. Vygotskogo k sovremennoy kontseptsii razvitiya [From L.S. Vygotsky’s views to the contemporary conception of development]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 13, no. 2, pp. 367–385.

Saar, M. (2007). Genealogie als Kritik. Geschichte und Theorie des Subjekts nach Nietzsche und Foucault [Geneology as critique. History and theory of subject after Nietzsche and Foucault]. New York: Campus Verlag Publ., 383 p.

Schmider, C. and Werner, M. (2006). Das Baudelaire-Buch [The Baudelaire Book]. Benjamin Handbuch [Benjamin handbook]. Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler Publ., pp. 567–584.

Wiegmann, J. (1989). Psychoanalytische Geschichtstheorie: eine Studie zur Freud-Rezeption Walter Benjamins [Psychoanalytical theory of history: the study on Walter Benjamin’s reception of Freud]. Bonn: Bouvier Publ., 128 p.

Загрузки

Опубликован

30-03-2020

Выпуск

Раздел

Статьи