Возвращаясь к тезисам Ильенкова и Коровикова, или о смысле споров «гносеологов» с «онтологами»

Философия

Авторы

  • Виктор Константинович Шрейбер Челябинский государственный университет, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-29-41

Ключевые слова:

Ильенков, историзм, основной вопрос философии, Энгельс как феноменолог, Парменид и бытие, антитеза онтологизма и гносеологизма, ценности, структура мировоззрения

Аннотация

Когда появились вызвавшие массу толков тезисы Ильенкова и Коровикова о предмете философии, до хрущевской «оттепели» оставались долгие месяцы, и авторов тезисов подвергли остракизму. Однако Ильенков стал основоположником «гносеологизма», и антитеза «гносеология versus онтология» не одно десятилетие занимала умы ведущих теоретиков в области диалектического материализма. Обе партии считали себя аутентичными выразителями взглядов Энгельса. Тем не менее при более тесном знакомстве с рецензией Энгельса на книгу Штарке обнаруживается односторонность обеих позиций. Дополнительным свидетельством в пользу взаимополагания онтологического и гносеологического подходов к осмыслению места человека в мире служит эволюция идеи первоначала от милетцев до Парменида. Ее анализ предложен в третьем разделе статьи, где подчеркивается, что введение понятия бытия опиралось на разграничение «знания по-мнению» и «знания по-истине». Далее показывается, что при описании дорефлексивных представлений о душе Энгельс работает в феноменологической манере, и выдвигается предположение о наличии у философии собственного эмпирического базиса. В разделе «Как возможен основной вопрос философии?» отмечается, что отказ от структурирования философского знания ведет к подмене философских вопросов вопросами философов. Статья завершается обсуждением значения полемики онтологистов и гносеологистов для вычленения картины мира и ценностей как компонентов мировоззренческой структуры.

Биография автора

Виктор Константинович Шрейбер , Челябинский государственный университет, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

кандидат философских наук,доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1: Философия древности и средневековья. Ч. 1 / под ред. В.В. Соколова и др. М.: Мысль, 1969. 576 с.

Гегель Г.Ф. Философия истории // Гегель Г.Ф. Соч.: в 14 т. М., Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. Т. 8. 470 с.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль, 2004. 400 с.

Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 462–463.

Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии // Философия и общество. 2016. № 1(78). С. 57–67.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

Ильенков Э.В., Коровиков В.И. Страсти по тезисам о предмете философии (1954–1955) / авт.-сост. Е. Иллеш. М.: Канон-плюс, 2016. 272 с.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / пер. c фр. М.: Политиздат, 1990. С. 23–100.

Козлова М.С. Мировоззрение // Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 21–29.

Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Ч. II // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. М.: Политиздат, 1963. Т. 26, ч. II. 704 c.

Митрохин Л.Н. Из бесед с академиком Ойзерманом // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 33–77.

Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.

Хайдеггер М. Парменид. СПб.: Владимир Даль, 2009. 384 с.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. М.: Политиздат, 1961. Т. 20. С. 339–626.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. С. 269–317.

Floridi L. What is a philosopical question? // Metaphilosophy. 2013. Vol. 44, iss. 3. P. 195–221. DOI: https://doi.org/10.1111/meta.12035

Hermann A. To Think like God: Pythagoras and Parmenides: the origins of philosophy. Las Vegas, NV: Parmenidas Publising, 2004. 335 p.

References

Camus, A. (1990). Mif o Sizife [The myth of Sisyphus]. Buntuyuschiy chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. Per. s fr. [A rebellious man. Philosophy. Politics. Art. Trans. from French]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 23–100.

Drobnitskiy, O.G. (1970). Tsennost’ [Values]. Filosofskaya entsiklopediya: v 5 t., pod red. F.V. Konstntinova [Encyclopedia of philosophy: in 5 vols, ed. by F.V. Konstntinov]. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya Publ., vol. 5, pp. 462–463.

Engels, F. (1961). Dialektika prirody [Dialectics of nature]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 20, pp. 339–626.

Engels, F. (1961). Ludvig Feyerbakh i konets klassicheskoy nemetskoy filosofii [Ludwig Feuerbach and the end of classical German philosophy]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 21, pp. 269–317.

Erakhtin, A.V. (2016). Osnovnoy ili osnovnye voprosy filosofii [Basic or basics issues of philosophy]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 1(78), pp. 57–67.

Floridi, L. (2013). What is a philosophical question? Metaphilosophy. Vol. 44, iss. 3, pp. 195–221. DOI: https://doi.org/10.1111/meta.12035

Hegel, G.F. (1935). Filosofiya istorii [Philosophy of history]. Sochineniya: v14 t. [Works: in 14 vols]. Moscow, Leningrad: Sotsekgiz Publ., vol. 8, 470 p.

Heidegger, M. (2009). Parmenid [Parmenides]. Saint-Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 384 p.

Hermann, A. (2004). To think like God: Pythagoras and Parmenides: the origins of philosophy. Las Vegas, NV: Parmenidas Publ., 335 p.

Husserl, E. (2004). Krizis evropeyskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya: Vvedenie v fenomenologicheskuyu filosofiyu [The crisis of European sciences and transcendental phenomenology: An introduction to phenomenological philosophy]. Saint-Petersburg:: Vladimir Dal’ Publ., 400 p.

Il’enkov, E.V. (1991). Dialektika abstraktnogo i konkretnogo [Dialectics of the abstract and concrete]. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and culture]. Moscow: Politizdat Publ., 464 p.

Il’enkov, E. and Korovikov, V. (2016). Strasti po tezisam o predmete filosofii (1954–1955) [Passions for theses on the subject of philosophy (1954–1955)]. Moscow: Kanon+ Publ., 272 p.

Kozlova, M. S. (1989). Mirovozzrenie [Worldview]. Vvedenie v filosofiyu: v 2 ch., pod red. I.T. Frolova [Introduction to philosophy: in 2 parts, ed. by I.T. Frolov]. Moscow: Politizdat Publ., pt. 1, pp. 21–29.

Marx, K. (1963). Teorii pribavochnoy stoimosti. Ch. II [Theories of surplus value. Pt. 2]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 26, pt. 2, 704 p.

Mitrokhin, L.N. (2004). Iz besed s akademikom Oyzermanom [From conversations with academician Oizerman]. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. No. 5, pp. 33–77.

Sokolov, V.V. (ed.) (1969). Antologiya mirovoy filosofii: v 4 t. T. 1: Filosofiya drevnosti i srednevekov’ya. Ch. 1 [Anthology of world philosophy: in 4 vols. Vol. 1: Philosophy of antiquity and the middle ages. Pt. 1]. Moscow: Mysl’ Publ., 576 p.

Tugarinov, V.P. (1968). Teoriya tsennostey v marksizme [Value theory in Marxism]. Leningrad: LSU Publ., 124 p.

Загрузки

Опубликован

30-03-2020

Выпуск

Раздел

Статьи