К вопросу о взаимоотношении объектов в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-5-13Ключевые слова:
онтология, метафизика, Грэм Харман, объектно-ориентированная онтология, корреляционизм, спекулятивный реализм, недвойственность, объект, деконструкция, метод, Жак Деррида, философия, эпистемология, отношенияАннотация
Анализируются взаимоотношения объектов в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана. Считается, что концепция Хармана представляет собой одно из главных достижений современной философии, т.к. именно она позволяет преодолеть проблему объективности как таковой, получить доступ к объекту, некоррелированному субъектом познания. На основе представляемой схемы объекта постулируется отсутствие субъекта и субъект-объектных отношений, строящихся на корреляциях, тем самым решается радикальным способом проблема объективности. Однако объектно-ориентированная онтология Хармана не объясняет, каким образом происходит взаимодействие некоррелированных объектов. Для разрешения данной проблемы необходимо найти такое описание механизма взаимодействия объектов, при котором объект остается реальным, т.е. некоррелированным, и в то же время чувственным — доступным для восприятия и взаимодействия. Для описания механизма взаимодействия объектов целесообразно обратиться к понятию деконструкции Жака Деррида. Применение деконструкции к анализу взаимоотношений объектов в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана позволило деабсолютизировать корреляционизм в его статусе единственно возможного способа отношений между объектами и в то же время сохранить его в качестве способа взаимодействия объектов. Логическое объяснение характера взаимоотношений объектов можно найти в философии Альбера Камю, соединив его метод познания с принципом деконструкции. Данный метод позволил прийти к выводу о том, что корреляции необходимо возникают при взаимодействии объектов, что позволяет им проявлять себя как доступным, но в то же время существование объектов самих по себе осуществляется без корреляций. Корреляции являются условием появления чувственного объекта, но при существовании реальных объектов самих по себе корреляции невозможны. Предлагаемый метод показывает, что взаимоотношения объектов представляют собой неразрывную двойственность чувственного и реального объекта, что проявляется в их познаваемо-непознаваемой природе. Использование данного метода в исследовании характера взаимодействия объектов в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана дает возможность более глубокого понимания проблемы объективности как таковой.Библиографические ссылки
Брайант Л.Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос. 2014. № 4(100). С. 275–292.
Вяткин Д. «Плазма в себе»: между онтологией и эпистемологией // Логос. 2017. Т. 27, № 3(118). С. 57–82. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-57-80
Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / пер. с фр. С.Г. Кашиной, Н.В. Суслова. СПб.: Алетейя, 1999. 208 с.
Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр., вст. ст. Н.С. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
Кралечкин Д. О сургуче и капусте // Логос. 2014. № 4(100). С. 293–318.
Камю А. Миф о Сизифе / пер. с фр. В. Великовского // Камю А. Творчество и свобода: сб. М.: Радуга, 1990. С. 29–109.
Мейясу К. Время без становления // Гефтер. 2013. 14 фев. URL: http://gefter.ru/archive/7657 (дата обращения: 10.10.2019).
Харман Г. О замещающей причинности // Новое литературное обозрение. 2012. № 2(114). С. 75–90.
Харман Г. Сети и ассамбляжи: Возрождение вещей y Латура и Деланда // Логос. 2017. Т. 27, № 3(118). С. 1–34. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-1-32
Харман Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.
Шавиро С. Вселенная вещей // Логос. 2017. Т. 27, № 3(118). С. 127–152. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-127-150
Harman G. Guerrilla Metaphysics: Phenomenology and the Carpentry of Things. Peru, IL: Open Court, 2005. 283 p.
Harman G. I Am Also of the Opinion That Materialism Must Be Destroyed // Environment and Planning D: Society and Space. 2010. Vol. 28, iss. 5. P. 772–790. DOI: https://doi.org/10.1068/d5210
Harman G. Prince of Networks: Bruno Latour and Metaphysics. Melbourne: Re.press, 2009. 248 p.
Harman G. Quentin Meillassoux: Philosophy in the Making. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2011. 256 p.
Harman G. Speculative Realism: An Introduction. Cambridge: Polity Press, 2018. 190 p.
Meillassoux Q. After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency. L., UK: Continuum, 2009. 148 p.
Wolfendale P. Object-Oriented Philosophy: The Noumen’s New Clothes. Falmouth, UK: Urbanomic, 2014. 458 p.
References
Bryant L. (2014). Na puti k okonchatel’nomu osvobozhdeniyu ob’ekta ot sub’ekta [Towards a finally subjectless object]. Logos. No. 4(100), pp. 275–292.
Camus, A. (1990). Mif o Sizife [The myth of Sisyphus]. Tvorchestvo i svoboda, per. s fr. [On Creativity and Liberalism. Trans. from French]. Moscow: Raduga Publ., pp. 29–109.
Derrida, J. (1999). Golos i fenomen i drugie raboti po teorii znaka Gusserlya [Speech and phenomena: and other essays on Husserl’s theory of signs, or voice and phenomenon]. Saint-Petersburg: Aleteya Publ., 208 p.
Derrida, J. (2000). O grammatologii. [Of grammatology]. Moscow: Ad Marginem Publ., 512 p.
Harman, G. (2015). Chetveroyakiy ob’ekt. Metafizika veschey posle Heideggera. [The quadruple object. The metaphysics of the objects after Heidegger]. Perm: HylePress Publ., 152 p.
Harman, G. (2005). Guerrilla metaphysics: Phenomenology and the carpentry of things. Peru, IL: Open Court Publ., 283 p.
Harman, G. (2010). I am also of the opinion that materialism must be destroyed. Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 28, iss. 5, pp. 772–790. DOI: https://doi.org/10.1068/d5210
Harman, G. (2012). O zameschauschey prichinnosti [On vicarious causation]. Novoye literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. No. 2(114), pp. 75–90.
Harman, G. (2009). Prince of networks: Bruno Latour and metaphysics. Melbourne: Re.press Publ., 248 p.
Harman, G. (2011). Quentin Meillassoux: philosophy in the making. Edinburgh: Edinburgh University Press, 256 p.
Harman, G. (2017). Seti i assamblyazhy: vozrozhdenie veschey u Latura i Delanda [Networks and assemblages: the rebirth of things in Latour and DeLanda]. Logos. Vol. 27, no. 3(118), pp. 1–34. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-1-32
Harman, G. (2018). Speculative realism: an introduction. Cambridge: Polity Press, 190 p.
Kralechkin, D. (2014). O surguche i kapuste [Of sealing wax and cabbage]. Logos. No. 4(100), pp. 293–318.
Meillassoux, Q. (2009). After finitude: an essay on the necessity of contingency. London: Continuum Publ., 148 p.
Meillassoux, Q. (2013). Vremya bez stanovleniya [Time without becoming]. Gefter. Feb. 14. Available at: http://gefter.ru/archive/7657 (accessed 10.10.2019).
Shaviro, S. (2017). Vselennaya veschey [Universe of the objects]. Logos. Vol. 27, no. 3(118), pp. 127–152. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-127-150
Viatkin, D. (2017). Plazma v sebe: mezhdu ontologiey i epistemologiey [Plasma in itself. Between ontology and epistemology]. Logos. Vol. 27, no. 3(118), pp. 57–82. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-57-80
Wolfendale, P. (2014). Object-oriented philosophy: the noumen’s new clothes. Falmouth, UK: Urbanomic Publ., 458 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.