Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-662-672Ключевые слова:
научно-исследовательская работа студентов, мотивация, академическая карьера, национальный исследовательский университетАннотация
Предъявляемые требования к выпускникам вузов содержат в том числе наличие навыков научно-исследовательской работы, что предполагает включение в учебные программы такого вида деятельности. НИР студентов входит как в обязательные виды работ, так и выполняемые по желанию самого студента (сверх учебного плана), последние связаны с высоким уровнем мотивации студента. Цель авторов статьи — проанализировать структуру мотивации студентов к выполнению научно-исследовательской работы в вузе и выявить ее связь с установкой молодых людей на построение академической карьеры в вузе после окончания обучения. Методология исследования основана на модели эталонных переменных Т. Парсонса, которая позволяет на теоретическом уровне описать мотивацию студентов к выполнению научно-исследовательской работы в вузе. Некоторые из выделенных теоретических положений (аффективная нейтральность, ориентация на себя) были проверены с помощью эмпирического материала, собранного посредством опроса студентов пермских национальных исследовательских университетов (ПГНИУ, ПНИПУ, НИУ ВШЭ – Пермь). С опорой на идеи Т.В. Разиной и других исследователей мотивации была разработана и апробирована методика выявления структуры мотивации студентов к выполнению научно-исследовательской работы в вузе. Выявлены наиболее ярко выраженные мотивы опрошенных студентов: во-первых, выполнение научно-исследовательской работы способствует саморазвитию в широком смысле, во-вторых, этот процесс представляет для них интерес. Кластерный анализ позволил классифицировать респондентов на 4 группы исходя из специфики их мотивации к выполнению научно-исследовательской работы в вузе: «стратеги», «увлеченные», «ведомые», «случайные». Была обнаружена связь между спецификой мотивации студентов и их установкой на построение академической карьеры в вузе после окончания обучения. Благодаря этому была выявлена и описана группа студентов, которые в большей степени настроены посвятить себя в будущем научно-исследовательской деятельности. Для научных руководителей и управляющего персонала вузов был предложен ряд рекомендаций, которые могут быть полезны при выстраивании кадровой политики вуза.Библиографические ссылки
Алексеева А.В., Пестина И.В. Формирование компетенций студентов вуза средствами научно-исследовательской деятельности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5, № 3(21). С. 139–144.
Анжаурова И.Г., Кузнецова Л.А., Соловьева О.А. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2006. № 4. С. 7–10.
Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72–80. DOI: https://doi.org/10.26170/po17-10-11
Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: теория и практика // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4, ч. 3. С. 253–257.
Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Филология и культура. 2011. № 3(25). С. 235–239.
Житников А.Д. Готовность студентов к научно-исследовательской работе в вузе // Молодежь и наука: сб. материалов VII Всеросс. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвящ. 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. ULR: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section10.html (дата обращения: 16.08.2021).
Матерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 132–137.
Мошкин А.С., Колесников А.В., Кох Н.Е. Мотивация учебной деятельности студентов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 1(32). С. 90–96.
Назарова И.Б. Кадровые стратегии российских вузов-лидеров: планы и реализация. М., 2011. 80 с.
Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2014. 152 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ. проект, 2000. 880 с.
Положение о реализации проекта «Учебный ассистент» / НИУ ВШЭ. 2016. URL: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1117387326/185554019%5B1%5D.html (дата обращения: 15.08.2021).
Пономаренко А.А., Ченобытов В.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 356–358.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 424 (ред. от 23.10.2014) «О федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2014–2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009–2013 годы». URL: https://base.garant.ru/70384512/ (дата обращения: 20.08.2021).
Приказ от 12.11.2015 N 1328 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.01. Социология (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/news/1/1506 (дата обращения: 30.07.2021).
Разина Т.В. Метасистемный подход к исследованию мотивации научной деятельности // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2012. № 1. С. 155–169.
Реутов Е.В., Колпина Л.В. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4(1). С. 59–64.
Рочев К.В. Типологический анализ мотивации студентов // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 113–118.
Тенькова В.А. Особенности учебной мотивации студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 87–90.
References
Afanasenkova, E.L. (2017). [Differences in the educational motivation of students of I and IV courses in the humanitarian areas of studying]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. No. 10, pp. 72–80. DOI: https://doi.org/10.26170/po17-10-11
Alekseeva, A.V. and Pestina, I.V. (2014). [Formation of competencies of university students by means of research activities]. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta MAMI [Izvestiya MGTU MAMI]. Vol. 5, no. 3(21), pp. 139–144.
Anzhaurova, I.G., Kuznetsova, L.A. and Solov’eva, O.A (2006). [Motivation of students for research activities]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. No. 4, pp. 7–10.
Bogdanov, Y.V. (2013). [Student motivation for learning: theory and practice]. Terra Economicus. Vol. 11, no. 4, pt. 3, pp. 253–257.
Galliulina, F.S. (2011). [Research activities of students as a factor in the formation of professional competence]. Filologiya i kul’tura [Philology and culture]. No. 3(25), pp. 235–239.
Materova, A.V. (2012). [Motivation of students research activities]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics]. No. 1, pp. 132–137.
Moshkin, A.S., Kolesnikov, A.V. and Kokh, N.E. (2017). [Motivation of student learning activities]. Nauchnye i obrazovatel’nye problemy grazhdanskoy zaschity [Scientific and Educational Problems of Civil Protection]. No. 1(32), pp. 90–96.
Nazarova, I.B. (2011). Kadrovye strategii rossiyskikh vuzov-liderov: plany i realizatsiya [Personnel strategies of leading Russian universities: plans and implementation]. Moscow, 80 p.
Osipov, G.V. and Savinkov, V.I. (2014). Dinamika aspirantury i perspektivy do 2030 goda: statisticheskiy i sotsiologicheskiy analiz [Dynamics of graduate studies and prospects until 2030: Statistical and sociological analysis]. Moscow: Centre for Social Forecasting and Marketing Publ., 152 p.
Parsons, T. (2000). O strukture sotsial’nogo deystviya [The structure of social action]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 880 p.
Polozhenie o realizatsii proekta «Uchebnyy assistent» [Regulations on the implementation of the «Training Assistant» project] (2016). Higher School of Economics. Available at: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1117387326/185554019%5B1%5D.html(accessed 15.08.2021).
Ponomarenko, A.A. and Chenobytov, V.A. (2013). [Theoretical foundations of the study of educational motivation of students]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. No. 1, pp. 356–358.
Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 21.05.2013 N 424 (red. ot 23.10.2014) «O federal’noy tselevoy programme “Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoy Rossii” na 2014–2020 gody i vnesenii izmeneniy v federal’nuyu tselevuyu programmu “Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoy Rossii” na 2009–2013 gody» [Decree of the Government of the Russian Federation of May 21, 2013 No. 424 (ed. October 23, 2014) «On the federal target program “Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia”for 2014–2020 and amendments to the federal target program “Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia” for 2009–2013»]. Available at: https://base.garant.ru/70384512/ (accessed 20.08.2021)
Prikaz ot 12.11.2015 N 1328 «Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 39.03.01. Sotsiologiya (uroven’ bakalavriata)» [Order of Nov. 12, 2015 N 1328 «On the approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the area 39.03.01. Sociology (bachelor degree)»]. Available at: http://fgosvo.ru/news/1/1506 (accessed 30.07.2021).
Razina, T.V. (2012). [Metasystem approach to the study of the motivation of scientific activity]. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk [Syktyvkar University Bulletin. Humanities Series]. No. 1, pp. 155–169.
Reutov, E.V. and Kolpina, L.V. (2012). [Formation of motivation among university students for research activities]. Srednerusskiy vestnik obschestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. No. 4(1), pp. 59–64.
Rochev, K.V. (2014). [Typological analysis of student motivation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 113–118.
Ten’kova, V.A. (2015). [Features of educational motivation of students]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education]. No. 4, pp. 87–90.
Zhitnikov, A.D. (2011). [Students readiness for research work at the university]. Molodezh’ i nauka: Sbornik materialov VII Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, posvyaschennoy 50-letiyu pervogo poleta cheloveka v kosmos [Youth and Science: Collection of materials of the 7th All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, dedicated to the 50th anniversary of the first manned flight into space]. Krasnoyarsk: SFU Publ. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section10.html (accessed 16.08.2021).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.