Черты Темной триады и отношение к образу пользователя социальной сети «Инстаграм»

Психология

Авторы

  • Дмитрий Сергеевич Корниенко Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82/1
  • Наталья Анатольевна Стряпунина Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-643-653

Ключевые слова:

социальные сети, самопрезентация, Инстаграм, Темная триада, макиавеллизм, нарциссизм, психопатия, отношение

Аннотация

Развитие социальных сетей привело к расширению возможностей для самопрезентации и изменению межличностного взаимодействия. Социальная сеть «Инстаграм», ориентированная на визуальное представление информации и образов пользователей, дает разнообразные возможности для самопрезентации пользователей. Активные исследования позволили установить специфику проявления реалистичной и фальшивой самопрезентации в социальных сетях и связь последней с социальной тревожностью, поиском внимания и идеализацией собственного Я. Корреляция самопрезентации с личностными чертами, в частности, с сиптомокомплексом Темная триада (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия), наиболее ярко проявляется для нарциссизма как поиска восхищения со стороны других. При этом вопрос о том, как воспринимается образ пользователя социальной сети другими людьми, остается открытым. В данном исследовании оценивались образы пользователя социальной сети «Инстаграм» по характеристикам самопрезентации (привлекательность, реалистичность, стремление произвести впечатление и демонстративность), а также компонентам отношения (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и черты Темной триады респондентов. Было установлено, что компоненты отношения к образу положительно связаны с привлекательностью и реалистичностью образа в социальной сети, но не обнаруживают связей со стремлением произвести впечатление и демонстративностью. Черты Темной триады, напротив, заставляют сомневаться в реалистичности предъявляемого образа, что может рассматриваться как предрасположенность к распознаванию обмана в социальных сетях. Так, нарциссизм снижает, а психопатия повышает оценку стремления другого произвести впечатление, а макиавеллизм и психопатия вносят негативный вклад в отношение к пользователю социальной сети и оценку его самопрезентации. Однако выраженность черт Темной триады приводит и к недооценке интеллектуальных и эмоциональных характеристик другого, а также снижению желания взаимодействовать с ним, что может сокращать количество положительных ответных действий в социальной сети.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Корниенко , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82/1

доктор психологических наук, доцент,доцент кафедры общей психологии

Наталья Анатольевна Стряпунина , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Психология»

Библиографические ссылки

Балева М.В. Я и Другой: модели оценки и социального сравнения // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 54–76. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-1-54-76

Бурлаченко Л.С. Понимание молодежью блогинга как профессиональной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4, № 1. С. 183–198.

Войкунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 2. С. 90–104.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалёва. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково-поле, 2000. 304 с.

Золотарева А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 6. C. 59–66.

Корниенко Д.С., Балева М.В., Руднова Н.А. Хороший и простой, плохой и сложный: как воспринимается образ другого при разных уровнях Темной триады // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1644-kornienko62.html (дата обращения: 04.07.2021).

Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Чумакова М.А., Талмач М.С. Методика диагностики личностных черт «Темной триады»: апробация опросника «Темная дюжина» // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 99–112.

Лабунская В.А. Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 37–46. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240504

Манеров В.Х., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Проект Ю.Л. Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 191 с.

Никитина Е.А. Селфи-поведение и самооценка привлекательности лиц // Лицо человека: познание, общение, деятельность / под ред. К.И. Ананьевой, В.А. Барабанщикова, А.А. Демидова. М.: Моск. ин-т психоанализа, 2019. С. 332–340.

Погонцева Д.В., Лабунская В.А. Лукизм: лицо, тело, душа // Лицо человека в пространстве общения / отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. М.: Когито-Центр, 2016. С. 98–110.

Стряпунина Н.А. Особенности восприятия в социальной сети «Инстаграм» в связи с характеристиками самопрезентации и самомониторингом // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. (в печати).

Шалаева Н.Ю. Особенности социальных представлений о привлекательности в современном обществе // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15, № 2(4). С. 986–991.

Щебетенко С.А., Балева М.В., Корниенко Д.С. Cтереотип и социальная угроза как факторы восприятия иммигрантов русскими // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. 2006. № 2(2). С. 138–151.

Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1573-shchukina59.html (дата обращения: 04.07.2021).

Alper S., Fatih B., Onurcan Y. All the Dark Triad and Some of the Big Five Traits Are Visible in the Face // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 168. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886920305419?via%3Dihub (accessed: 04.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110350

Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social Network Use and Personality // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, iss. 6. P. 1289–1295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.03.018

Barry C.T., Doucette H., Loflin D., Rivera-Hudson N., Herrington L. Let Me Take a Selfie: Associations between Self-Photography, Narcissism, and Self-Esteem // Psychology of Popular Media Culture. 2017. Vol. 6, iss.1. P. 48–60. DOI: https://doi.org/10.1037/ppm0000089

Bazarova N., Choi Y.H. Self-Disclosure in Social Media: Extending the Functional Approach to Disclosure Motivations and Characteristics on Social Network Sites // Journal of Communication. 2014. Vol. 64, iss. 4. P. 635–657. DOI: https://doi.org/10.1111/jcom.12106

Digital 2021: Global overview report. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (accessed: 04.07.2021).

Geary C., March E., Grieve R. Insta-Identity: Dark Personality Traits as Predictors of Authentic Self-Presentation on Instagram // Telematics and Informatics. 2021. Vol. 63. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0736585321001088?via%3Dihub (accessed: 04.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2021.101669

Harter S, Bresnick S, Bouchey H.A, Whitesell N.R. The development of multiple role-related selves during adolescence // Developmental Psychopathology. 1997. Vol. 9, iss. 4. P. 835–853. DOI: https://doi.org/10.1017/s0954579497001466

Jonason P., Lyons M., Blanchard A. Birds of a «Bad» Feather Flock Together: The Dark Triad and Mate Choice // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 78. P. 34–38. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.01.018

Kirkaburun K., Alhabash S., Tosuntas S.B., Griffiths M.D. Uses and gratifications of problematic social media use among university students: A simultaneous examination of the big five of personality traits, social media platforms, and social media use motives // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. Vol. 18, iss. 3. P. 525–547. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9940-6

Lee D., Borah P. Self-Presentation on Instagram and Friendship Development among Young Adults: A Moderated Mediation Model of Media Richness, Perceived Functionality, and Openness // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 103. P. 57–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.09.017

McCain J, Borg Z., Rothenberg A., Churillo K., Weiler P.,Campbell K. Personality and Selfies: Narcissism and the Dark Triad // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 64. P. 126–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.06.050

Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 33. P. 179–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.010

Shim M., Lee-Won R.J., Park S.H. The self on the Net: The joint effect of self-construal and public self-consciousness on positive self-presentation in online social networking among South Korean college students // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 530–539. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.054

Shiramizu V., Kozma L., DeBruine L., Jones B. Are Dark Triad Cues Really Visible in Faces? // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. P. 214–216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.11.011

Wang J-L., Jackson L., Gaskin J., Wang H-Z. The Effects of Social Networking Site (SNS) Use on College Students’ Friendship and Well-Being // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 37. P. 229–236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.051

References

Alper, S., Fatih, B. and Onurcan, Y. (2021). All the Dark Triad and some of the Big Five traits are visible in the face. Personality and Individual Differences. Vol. 168. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886920305419?via%3Dihub (accessed 04.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110350

Amichai-Hamburger, Y. and Vinitzky, G. (2010). Social network use and personality. Computers in Human Behavior. Vol. 26, iss. 6, pp. 1289–1295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.03.018

Baleva, M.V. (2020). [Self and other: Assessment and social comparison models]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie [RSUH/RGGU Bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education]. No. 1, pp. 54–76. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-1-54-76

Barry, C.T., Doucette, H., Loflin, D., Rivera-Hudson, N. and Herrington, L. (2017). Let me take a selfie: Associations between self-photography, narcissism, and self-esteem. Psychology of Popular Media Culture. Vol. 6, iss. 1, pp. 48–60. DOI: https://doi.org/10.1037/ppm0000089

Bazarova, N. and Choi, Y.H. (2014). Self-disclosure in social media: Extending the functional approach to disclosure motivations and characteristics on social network sites. Journal of Communication. Vol. 64, iss. 4, pp. 635–57. DOI: https://doi.org/10.1111/jcom.12106

Burlachenko, L.S. (2019). [Young generation insight into blogging as career]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology]. Vol. 4, no. 1, pp. 183–198.

Digital 2021: Global overview report. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report(accessed 04.07.2021).

Geary, C., March, E. and Grieve, R. (2021). Insta-identity: Dark personality traits as predictors of authentic self-presentation on Instagram. Telematics and Informatics. Vol. 63. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0736585321001088?via%3Dihub (accessed 04.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2021.101669

Gofman, I. (2000). Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni [The presentation self in daily life]. Moscow: Kanon-Press-Ts, Kuchkovo-Pole Publ., 302 p.

Harter, S., Bresnick, S., Bouchey, H.A and Whitesell, N.R. (1997). The development of multiple role-related selves during adolescence. Developmental Psychopathology. Vol. 9, iss. 4, pp. 835–853. DOI: https://doi.org/10.1017/s0954579497001466

Jonason, P., Lyons, M. and Blanchard, A. (2015). Birds of a «bad» feather flock together: The Dark Triad and mate choice. Personality and Individual Differences. Vol. 78, pp. 34–38. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.01.018

Kirkaburun, K., Alhabash, S., Tosuntas, S.B. and Griffiths, M.D. (2020). Uses and gratifications of problematic social media use among university students: A simultaneous examination of the big five of personality traits, social media platforms, and social media use motives. International Journal of Mental Health and Addiction. Vol. 18, iss. 3, pp. 525–547. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9940-6

Kornienko, D.S., Baleva, M.V. and Rudnova, N.A. (2018). [«Good and simple, bad and complex»: the perceived image of another and the Dark triad.]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 11, no. 62. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1644-kornienko62.html (accessed 04.07.2021).

Kornilova, T.V., Kornilov, S.A., Chumakova, M.A., Talmach, M.S. (2015). [The Dark Triad Personality Diagnostic Methodology: Approbation of the Dark Dozen Questionnaire]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 36, no. 2, pp. 99–112.

Labunskaya, V.A. (2019). [Cross-impact of self-assessments of attractiveness, its contribution to social status and self-attitude in students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 24, no. 5, pp. 37–46. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240504

Lee, D. and Borah, P. (2020). Self-presentation on Instagram and friendship development among young adults: A moderated mediation model of media richness, perceived functionality, and openness. Computers in Human Behavior. Vol. 103, pp. 57–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.09.017

Manerov, V.H., Koroleva, N.N., Bogdanovskaya, I.M. and Proekt, Yu.L. (2006). Miroobrazovanie i lichnostnye fenomeny Internet-kommunikatsii [World education and personality phenomena of Internet communication]. Saint Petersburg: HSPU Publ., 191 p.

McCain, J., Borg, Z., Rothenberg, A., Churillo, K., Weiler, P. and Campbell, K. (2016). Personality and selfies: Narcissism and the Dark Triad. Computers in Human Behavior. Vol. 64, pp. 126–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.06.050

Michikyan, M., Subrahmanyam, K. and Dennis, J. (2014). Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults. Computers in Human Behavior. Vol. 33, pp. 179–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.010

Nikitina, E.A. (2019). [Selfie-behavior and self-evaluation of face attractiveness]. Litso cheloveka: poznanie, obschenie, deyatel’nost’ [Human face: cognition, communication, activity]. Moscow: MIP Publ., pp. 332–340.

Pogontseva, D.V. and Labunskaya, V.A. (2016). [Lookism: face, body, soul]. Litso cheloveka v prostranstve obshcheniya[Human face in the space of communication]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 98–110.

Schebetenko, S.A., Baleva, M.V. and Kornienko, D.S. (2006). [Stereotype and social threat as factors of perception of immigrants by Russians]. Vestnik permskogo gosudarstvennogo institute iskusstva i kul’tury [Bulletin of the Perm State Institute of Art and Culture]. No. 2(2), pp. 138–151.

Schukina, M.A., Yakovleva, I.V., Kraynukov, S.V., Tutunnik, E.I., Bondareva, M.O. and Aver’yanova, O.Yu. (2018). [Features of the visual self-presentation of participants of business communication in the virtual educational environment]. Psikhologicheskie issledovaniya. Vol. 11, no. 59. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1573-shchukina59.html (accessed 04.07.2021).

Shalaeva, N.Yu. (2013). [Characteristics of social representations about attractiveness of modern society]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 15, no. 2(4), pp. 986–991.

Shim, M., Lee-Won, R.J. and Park, S.H. (2016). The self on the Net: The joint effect of self-construal and public self-consciousness on positive self-presentation in online social networking among South Korean college students. Computers in Human Behavior. Vol. 63, pp. 530–539. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.054

Shiramizu, V., Kozma, L., DeBruine, L. and Jones, B. (2019). Are Dark Triad cues really visible in faces? Personality and Individual Differences. Vol. 139, pp. 214–216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.11.011

Stryapunina, N.A. [Features of perception in the social network «Instagram» in connection with the characteristics of self-presentation and self-monitoring]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya #1. Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki [Vestnik of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series no. 1: Psychological and pedagogical sciences]. (in print).

Voykunskiy, A.E. (2014). [Social perception in online social network sites]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 2, pp. 90–104.

Wang, J-L., Jackson, L., Gaskin, J. and Wang, H-Z. (2014).The effects of social networking site (SNS) use on college students’ friendship and well-being. Computers in Human Behavior. Vol. 37, pp. 229–236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.051

Zolotareva, A.A. (2011). [Adaptation of P. Hewitt’s «Perfectionistic self-presentation scale»]. Psikhologicheskii zhurnal[Psychological Journal]. Vol. 32, no. 6, pp. 59–66.

Загрузки

Опубликован

29-12-2021

Выпуск

Раздел

Статьи