К проблемным вопросам философии танца: семиотический и онтологический аспекты танцевальных движений
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-604-612Ключевые слова:
философия танца, семиотический аспект танцевального движения, кинетический язык, онтологический аспект танцевального движения, феноменологическая редукция, «аффект радости»Аннотация
Одной из центральных задач философии танца является исследование танцевальных движений как основного художественного выразительного средства хореографического искусства. Цель данной статьи — выйти за границы семиотической интерпретации танцевальных движений, проанализировать их вне контекста какой-либо телесной «движенческой» практики и выявить их онтологическое основание, являющееся имманентным свойством природы самого человека. На основе анализа различных философских, культурологических и искусствоведческих исследований определяются природа и специфика выразительности языка хореографического искусства. Осуществлено критическое осмысление семиотического подхода в исследовании выразительных особенностей танцевальных движений. Обосновывается его ограниченность, связанная с интерпретацией природы танцевальных движений в контексте понимания природы искусства. При помощи метода феноменологической редукции танец представлен как самостоятельный феномен. Выделяются три важных свойства природы танцевальных движений: они совершаются спонтанно под действием положительных эмоций, связаны с особым психическим состоянием человека, способствуют гармонизации жизненного мира. В качестве «истока» двигательной активности человека в танце утверждается «аффект радости» — переживаемое человеком состояние счастья, положительные и радостные эмоции, ориентирующие человека на самоосуществление. Научная новизна исследования состоит в определении онтологического аспекта танцевальных движений как совершающихся в результате воздействия «аффекта радости» и переводящих в объективированную форму энергию, возникающую в теле человека. Ощущая возросшую способность собственного тела к действию, его внутреннюю энергию, выполняя танцевальные движения, человек испытывает чувство удовлетворения и удовольствия, в результате чего и его внутренний мир приводится в гармонию.Библиографические ссылки
Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения к «движению» смысла: дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2000. 163 с.
Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. 190 с.
Вычужанова Л.К. Язык хореографии: философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2009. 173 с.
Вычужанова Л.К. Язык хореографического искусства как знаково-символическая система // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 1. С. 230–234.
Гевленко Ю.А. Семиотический анализ танца // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 87–89.
Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления // Эволюция. Язык. Познание / под общ. ред. И.П. Меркулова; Ин-т философии РАН. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 84–112.
Лапухина М.В. Аналитика сущности счастья в русской традиционной культуре: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тамбов, 2006. 22 с.
Меланьин А.А. Методы анализа танцевального движения: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 24 с.
Морина Л.П. Мифология и феноменология танца: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2003. 20 с.
Пименова Ж.В. Эстетика жеста в контексте танцевальной коммуникации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 191. С. 66–70.
Пшикова Е.С. Танец как вид человеческой деятельности: Проблема происхождения и определения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 3(17). С. 139–144.
Рязанова Ю.Н. Новые средства выразительности в балетном искусстве ХХ века (к проблеме соотношения традиции и новаторства): дис. … канд. искусствоведения. М., 2016. 208 с.
Сокольчик А.Н. Танцующее тело как идеальная материя для выражения мысли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 130. С. 291–295.
Спиноза Б. Этика / пер. с лат. В.И. Модестова. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 336 с.
Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е изд. СПб.: Лань, 2005. 496 с.
Уразымбетов Д.Д. Семиотические аспекты хореографии // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 1(36). С. 106–113.
Хмелевская С.А. Логика имагинативных форм постижения бытия // Социально-политические науки. 2018. № 2. С. 278–280.
References
Atitanova, N.V. (2000). Tanets kak smyslovaya universaliya: ot vyrazitel’nogo dvizheniya k «dvizheniyu» smysla: dis. … kand. filos. nauk [Dance as a semantic universal: From expressive movement to «movement» of meaning: dissertation]. Saransk, 163 p.
Gerasimova, I.A. (2000). [Dance: the evolution of kinesthetic thinking]. Evolutsiya. Yazyk. Poznanie [Evolution. Language. Knowledge]. Moscow: Yazyki Russkoy Kul’tury Publ., pp. 84–112.
Gevlenko, Yu.A. (2009). [Semiotic analysis of dance]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. No. 320, pp. 87–89.
Khmelevskaya, S.A. (2018). [Logic of imaginative forms of comprehension of being]. Sotsial’no-politicheskie nauki[Sociopolitical Sciences]. No. 2, pp. 278–280.
Lapukhina, M.V. (2006). Analitika suschnosti schast’ya v russkoy traditsionnoy kul’ture: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Analysis of the essence of happiness in russian traditional culture: Abstract of Ph.D. dissertation]. Tambov, 22 p.
Melan’in, A.A. (2010). Metody analiza tantseval’nogo dvizheniya: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Methods of dance movement analysis: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 24 p.
Morina, L.P. (2003). Mifologiya i fenomenologiya tantsa: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Mythology and phenomenology of dance: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saint Petersburg, 20 p.
Pimenova, Zh.V. (2013). [Gesture aesthetics in the context of dance communication]. Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii [Civil Aviation High Technologies]. No. 191, pp. 66–70.
Pshikova, E.S. (2014). [Dance as a type of human activity: The problem of origin and definition]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [The Science of Person: Humanitarian Researches]. No. 3(17), pp. 139–144.
Ryazanova, Yu.N. (2016). Novye sredstva vyrazitel’nosti v baletnom iskusstve XX veka (k probleme sootnosheniya traditsii i novatorstva): dis. … kand. iskusstvovedeniya [New means of expression in the ballet art of the 20th century (on the problem of the relationship between tradition and innovation): dissertation]. Moscow, 208 p.
Sokol’chik, A.N. (2011). [The dancing body as the ideal matter for the expression of thought]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No. 130, pp. 291–295.
Spinoza, B. (2001). Etika [Ethics]. Minsk: Kharvest Publ.; Moscow: AST Publ., 336 p.
Tarasov, N.I. (2005). Klassicheskiy tanets. Shkola muzhskogo ispolnitel’stva [Classical dance. School of male performance]. Saint Petersburg: Lan’ Publ., 496 p.
Urazimbetov, D.D. (2015). [Semiotic aspects of choreography]. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoy[Bulletin of the Vaganova Ballet Academy]. No. 1(36), pp. 106–113.
Vashkevich, N.N. (2009). Istoriya khoreografii vsekh vekov i narodov [The history of choreography of all ages and peoples]. Saint Petersburg: Lan’ Publ., Planet Muzyki Publ, 190 p.
Vychuzhanova, L.K. (2009). [The language of choreographic art as a sign and symbolic system]. Vestnik bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. Vol. 14, no. 1, pp. 230–234.
Vychuzhanova, L.K. (2009). Yazyk khoreografii: filosofskiy analiz: dis. … kand. filos. nauk [The language of choreography: a philosophical analysis: dissertation]. Ufa, 173 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.