Психосемантический подход к исследованию мотивационной структуры коллективного субъекта в условиях пандемии covid-19
Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-531-542Ключевые слова:
психосемантика, пандемия COVID-19, диагностика, мотивация, потребность в безопасностиАннотация
Пандемия COVID-19 принесла человеку страх за себя и своих близких, фрустрацию в результате изменения привычного поведения, что привело к эмоциональной динамике и, как следствие, к изменению мотивационной структуры не только случайным образом на индивидуальном уровне, но и систематически на групповом уровне. Предложенные в статье два варианта атрибутивной мотивационной психосемантической методики позволили построить операциональные модели мотивационного пространства на основе действий и суждений о пандемии актуальных на момент ее апогея (конец 2020-го – 2021-й гг.) В рамках двух исследований, проведенных в Москве и Ташкенте, были выделены категориальные структуры мотивационного пространства отношения к пандемии COVID-19, проявляющегося на когнитивном и поведенческом уровнях. 1) В Ташкенте мотивационные конструкты атрибутировались убеждениям относительно пандемии COVID-19 и поведению в этих условиях. В исследовании приняли участие 76 респондентов (38 мужчин и 38 женщин) в возрасте от 20 до 33 лет (M = 23,8, SD = 3,4). 2) В Москве мотивационные конструкты атрибутировались поступкам. Было опрошено 112 респондентов (74 женщин и 38 мужчин), в возрасте от 15 до 72 лет (M = 33,2, SD = 15,2). В обоих исследованиях выборка осуществлялась по принципу снежного кома: участники исследования привлекали респондентов из числа своих знакомых. Данные были проанализированы с помощью факторного анализа. В обоих случаях на первый план (как первый фактор) вышел мотив Безопасности, далее шли мотивы Усиление социальных связей и Самодетерминация. Четвертые факторы в двух исследованиях различаются: на ташкентской выборке был выделен мотив Недоверия, а на московской — Конформизм. Полученные результаты осмысленны нами в рамках теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и теории мотивации А. Маслоу.Библиографические ссылки
Ардашев Р.Г. Пандемия коронавируса как стратегия иррационального мышления: естественные условия и социальные рамки // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: сб. ст. XI Всерос. с междунар. участием очной науч. конф. / под общ. ред. Н.Д. Субботиной, Ю.В. Гавриловой, Н.С. Зиминой. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 82–88.
Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 444 с.
Григорьева Н.С. Граждане и общество в условиях пандемии COVID-19: общественные интересы versus личная свобода // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 84. С. 147–164. DOI: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-84-147-164
Келли Дж.А. Психология личности: Теория личных конструктов: пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб: Питер, 2003. 352 с.
Митина О.В. О некоторых методах анализа психосемантических данных // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сб. матер. III Всерос. конф. по психологической диагностике (Челябинск, 9–11 сентября 2015 г.): в 2 т. / отв. ред. Н.А. Батурин. Челябинск: Изд. центр ЮурГУ, 2015. Т. 1. С. 247–255.
Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. C. 119–146. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206
Петренко В.Ф. Основы психосемантики: учебник. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1989. 48 с.
Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 29–39.
Петренко В.Ф., Супрун А.П. Психосемантический подход к проблеме мотивации // Развитие личности. 2015. № 3. С. 158–177.
Похилько В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 151–157.
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 2. С. 43–70.
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55, iss. 1. P. 68–78. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.68
Sacco M.A. The impact of the Covid-19 pandemic on domestic violence: The dark side of home isolation during quarantine // Medico-Legal Journal. 2020. Vol. 88, iss. 2. P. 71–73. DOI: https://doi.org/10.1177/0025817220930553
Schwartz S.H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2, iss. 1. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/11/ (accessed: 14.11.2022). DOI: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
References
Ardashev, R.G. (2020). [Coronavirus as a strategy of irrational thinking: natural conditions and social framework]. Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial’nogo v obschestve i cheloveke: sbornik statey XI Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem ochnoy nauchnaoy konferentsii [The Problem of the Correlation between the Natural and the Social in Society and Man: a
collection of articles 11th All-Russian full-time scientific conference with international participation]. Chita: TransbaikalSU Publ., pp. 82–88.
Bowlby, J. (2003). Privyazannost’ [Attachment]. Moscow: Gardariki Publ., 480 p.
Gordeeva, T.O. (2013). Motivatsiya uchebnoy deyatel’nosti shkol’nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya: dis. … d-ra psikhol. nauk [Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, development conditions: dissertation]. Moscow, 444 p.
Grigor’eva, N.S. (2021). [Citizens and society in the face of COVID-19 pandemic: Public interest versus individual freedom]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [E-journal. Public Administration]. Iss. 84, pp. 147–164. DOI: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-84-147-164
Kelly, G.A (2000). Psikhologiya lichnosti: Teoriya lichnykh konstruktov [A theory of personality: The psychology of personal constructs]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 249 p.
Maslow, A. (2003). Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and personality]. St. Petersburg: Piter Publ., 352 p.
Mitina, O.V. (2015). [About some techniques for analyzing psychosemantic data]. Sovremennaya psikhodiagnostika Rossii.Preodolenie krizisa: sbornik materialov III Vserossiyskoy konferentsii po psikhologicheskoy diagnostike: v 2 t. [Modern Pychodiagnostics of Russia. Overcoming the Crisis: Proceedings of the 3rd AllRussian Conference on Psychological Diagnostics: in 2 vols]. Chelyabinsk: SUSU Publ., vol. 1, pp. 247–255.
Pervichko, E.I., Mitina, O.V., Stepanova, O.B., Konyukhovskaya, Yu.E. and Dorokhov, E.A. (2020). [Perception of COVID-19 during the 2020 pandemic in Russia]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education]. Vol. 9, no. 2,
pp. 119–146. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206
Petrenko, V.F. (1983). [Psychosemantic studies of motivation]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 29–39.
Petrenko, V.F. (1989). Psikhosemantika soznaniya: avtoreferat dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychosemantics of consciousness: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 48 p.
Petrenko, V.F. (2005). Osnovy psikhosemantiki [Fundamentals of psychosemantics]. St. Petersburg: Piter Publ., 480 p.
Petrenko, V.F. and Suprun, A.P. (2015). [Psychosemantic approach to the problem of motivation]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 3, pp. 158–177.
Pokhil’ko, V.I. (1984). [The repertory grid technique in experimental psychology of personality]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 151–157.
Ryan, R.M. and Deci, E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and wellbeing. American Psychologist. Vol. 55, iss. 1, рр. 68–78. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.68
Sacco, M.A. (2020). The impact of the Covid-19 pandemic on domestic violence: The dark side of home isolation during quarantine. Medico-Legal Journal. Vol. 88, iss. 2, pp. 71–73. DOI: https://doi.org/10.1177/0025817220930553
Schwartz, S.H. (2012). An overview of the Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture. Vol. 2, iss. 1. Available at:https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/11/ (accessed 14.11.2022). DOI: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
Schwartz, S.H., Butenko, T.P., Sedova, D.S. and Lipatova, A.S. (2012). [A refined theory of basic individual values: Application in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 9, no. 2, pp. 43–70.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.