Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия

Социология

Авторы

  • Ольга Владимировна Рогач Финансовый университет при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский пр., 49
  • Елена Викторовна Фролова Финансовый университет при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский пр., 49

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-305-314

Ключевые слова:

социальные сети, интернет-пользователи, подростки, виртуальное общение, конфликты, деструктивные последствия, общеобразовательные учреждения, опрос

Аннотация

Проведен анализ влияния социальных сетей на современных подростков (N = 312). В качестве ведущего метода исследования использовался анкетный опрос школьников г. Москвы в возрасте 15–18 лет. Установлено, что 59,2 % подростков предпочитают проводить свой досуг в социальных сетях. При этом почти половина респондентов (42,7 %) могут быть классифицированы как «экстремальные интернет-пользователи». Большинством школьников вполне осознается «ненормальность» сложившегося положения: больше половины из них отметили, что тратят на пребывание в Интернете больше времени, чем планировали. При этом 57,2 % подростков иногда предпочитают социальные сети общению с близкими; 12,2 % делают это часто. Значительное время пребывания в социальных сетях более чем у 65 % опрошенных провоцирует возникновение конфликтов в семье, которые носят весьма острый характер. Для 57,2 % респондентов виртуальный мир представляется источником «хорошего настроения». Каждый второй подросток отмечает со стороны родителей «давление» и «негатив» относительно их частого пребывания в социальных сетях; каждый пятый — стал более скрытным в данном вопросе, старается, чтобы близкие не заметили его посещения социальных сетей. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: количество времени, проводимого большинством подростков в социальных сетях, превышает критические значения. Деструктивными последствиями данного положения становятся хронический недосып, конфликты в семье, замена реального общения виртуальным. Положение усугубляется незаметным для подростков негативным влиянием социальных сетей на их психику и жизнь в целом. Признавая наличие конфликтов семье, подростки не готовы отказаться от социальных сетей в сторону реального общения. Более того, для многих респондентов виртуальное общение становится неотъемлемым триггером хорошего психологического самочувствия.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Рогач , Финансовый университет при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский пр., 49

кандидат социологических наук,доцент Департамента социологии

Елена Викторовна Фролова , Финансовый университет при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский пр., 49

доктор социологических наук,профессор Департамента социологии

Библиографические ссылки

Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 1–18. DOI:https://doi.org/10.17759/cpse.2019080301

Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 3. С. 572–581. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581

Кирьякова Н.А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. T29. С. 161–168.

Конах С.А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (дата обращения: 12.01.2022).

Королева Д.О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. C. 28–37. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200104

Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А. Влияние интернета на подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV Междунар. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2018. № 2(15). С. 71–74.

Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. S30. С. 36–40.

Семенов М.Ю. Виртуальная конкурентоспособность: оценка молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 3. С. 100–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0303

Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 23–42. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Челышева И.В. Социальные сети в жизни современных школьников // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 121–126.

Aftab P. Cyberbullying: An Interview with Parry Aftab // Educational Technology and Change Journal. 2011. Feb. 17. URL: https://etcjournal.com/2011/02/17/7299/ (accessed: 12.01.2022).

Chu S.K.W., Lau W.W.F., Chu D.S.C., Lee C.W.Y., Chan L.L.H. Media awareness among Hong Kong primary students // Journal of Librarianship and Information Science. 2014. Vol. 48, iss. 1. P. 90–104. DOI: https://doi.org/10.1177/0961000614551448

Giumetti G.W., McKibben E.S., Hatfield A.L., Schroeder A.N., Kowalski R.M. Cyber incivility @ work: The new age of interpersonal deviance // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Vol. 15, no. 3. P. 148–154. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0336

Kushzhanov N.V., Maydangalieva Z.A., Almurzayeva B.K., Summers D.G. Utemissova G.U. Digital dementia. Cyberbullying and digital addiction // News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of Social and Human Sciences. 2019. Vol. 1, no. 323. P. 5–15. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.1

Küter-Luks T., Heuvelman A., Peters O. Making Dutch pupils media conscious: preadolescents’ self-assessment of possible media risks and the need for media education // Learning, Media and Technology. 2011. Vol. 36, iss. 3. P. 295–313. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2010.549826

Papatsimouli M., Skordas J., Lazaridis L., Michailidi E., Saprikis V., Fragulis G. Cyberbullying and Traditional Bullying in Greece: An Empirical Study // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 102. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/13/shsconf_etltc2021_04012/shsconf_etltc2021_04012.html (accessed: 14.01.2022). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202110204012

Reid G., Norris S.P. Scientific media education in the classroom and beyond: a research agenda for the next decade // Cultural Studies of Science Education. 2016. Vol. 11, iss. 1. P. 147–166. DOI: https://doi.org/10.1007/s11422-015-9709-1

References

Aftab, P. (2011). Cyberbullying: an interview with Parry Aftab. Educational Technology and Change Journal. 2011. Feb. 17. Available at: https://etcjournal.com/2011/02/17/7299/ (accessed 12.01.2022).

Bochaver, A.A., Dokuka, S.V., Sivak, E.V. and Smirnov, I.B. (2019). [Internet use and depressive symptoms in adolescents: a review]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education]. Vol. 8, no. 3, pp. 1–18. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080301

Chelysheva, I.V. (2014). [Social networks in the life of modern schoolchildren]. Mediaobrazovanie [Media Education]. No. 2, pp. 121–126.

Chu, S.K.W., Lau, W.W.F., Chu, D.S.C., Lee, C.W.Y. and Chan, L.L.H. (2014) Media awareness among Hong Kong primary students. Journal of Librarianship and Information Science. Vol. 48, iss. 1, pp. 90–104. DOI: https://doi.org/10.1177/0961000614551448

Efimova, G.Z. and Semenov, M.Yu. (2020). [Digital detox of youth (on the example of social networks)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology]. Vol. 20, no. 3, pp. 572–581. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581

Giumetti, G.W., McKibben, E.S., Hatfield, A.L., Schroeder, A.N. and Kowalski, R.M. (2012). Cyber incivility @ work: The new age of interpersonal deviance. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. Vol. 15, no. 3, pp. 148–154. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0336

Kiryakova, N.A. (2017). [The influence of social networks on the development of communication skills of adolescents]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal «Koncept»]. Vol. T29, pp. 161–168.

Konakh, S.A. (2018). [The negative impact of social networks on children and adolescents]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psychology, Sociology and Pedagogy]. No. 5. Available at: http://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (accessed 12.01.2022).

Koroleva, D.O. (2015). [The use of social networks for the purposes of education and socialization of a teenager: an analytical review of empirical research (international experience]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 20, no. 1, pp. 28–37. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200104

Kushzhanov, N.V., Maydangalieva, Z.A., Almurzaeva, B.K., Summers, D.G. and Utemissova, G.U. (2019). Digital dementia. Cyberbullying and digital addiction. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of Social and Human Sciences. Vol. 1, no. 323, pp. 5–15. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.1

Küter-Luks, T., Heuvelman, A. and Peters, O. (2011). Making Dutch pupils media conscious: preadolescents’ self-assessment of possible media risks and the need for media education. Learning, Media and Technology. Vol. 36, iss. 3, pp. 295–313. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2010.549826

Lunyushkina, M.V., Zelenskaya, D.V. and Tvelova, I.A. (2018). [The influence of the Internet on a teenager]. Nauchnyy forum: Pedagogika i psikhologiya: sb. st. po materialam XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific Forum: Pedagogy and Psychology: Materials of the 15th International scientific and practical conference]. No. 2(15), pp. 71–74.

Papatsimouli, M., Skordas, J., Lazaridis, L., Michailidi, E., Saprikis, V. and Fragulis, G. (2019). Cyberbullying and traditional bullying in Greece: an empirical study. SHS Web of Conferences. Vol. 102. Available at: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/13/shsconf_etltc2021_04012/shsconf_etltc2021_04012.html (accessed: 14.01.2022). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202110204012

Pyankova, N.G. and Matviyuk, V.M. (2014). [The influence of the global Internet on the psyche of adolescents]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal «Koncept»]. Vol. S30, pp. 36–40.

Reid, G. and Norris, S.P. (2016) Scientific media education in the classroom and beyond: a research agenda for the next decade. Cultural Studies of Science Education. Vol. 11, iss. 1, pp. 147–166. DOI: https://doi.org/10.1007/s11422-015-9709-1

Semenov, M.Yu. (2018). [Virtual competitiveness: youths’ views]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. Vol. 20, no. 3, pp. 100–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

Sobkin, V.S. and Fedotova, A.V. (2018). [Adolescent in social networks: on the issue of social psychological well-being]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. No. 3(31), pp. 23–36. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0303

Solodnikov, V.V. and Zaytseva, A.S. (2021). [Usage of social networks and socialization of Russian teenagers]. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial’naya praktika [Sociological Science and Social Practice]. Vol. 9, no. 1, pp. 23–42. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Загрузки

Опубликован

29-06-2022

Выпуск

Раздел

Статьи