Удовлетворенность учебной деятельностью и смысловая сфера личности студентов в юношеском возрасте

Психология

Авторы

  • Александр Олегович Ряжкин Челябинский государственный университет, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-296-304

Ключевые слова:

юность, смысловая сфера личности, обучение в вузе, удовлетворенность учебной деятельностью, локус контроля, студенты

Аннотация

Изучается специфика взаимосвязи уровня удовлетворенности учебной деятельностью с показателями смысловой сферы личности студентов в юношеском возрасте. Изменения, происходящие на этапе юности, затрагивают все сферы психики человека и приводят к значительной перестройке личности. Важным элементом является смысловая сфера личности. Основная цель человека на данном этапе заключается в приобретении им новой социальной роли, связанной с большей независимостью и самостоятельностью. Большое значение в данном процессе имеет овладение новой профессией, обеспечиваемое обучением в вузе. Это позволило сформулировать гипотезу исследования о наличии взаимосвязи между удовлетворенностью учебной деятельностью и смысловой сферой личности студентов. Исходя из поставленной задачи было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление и изучение взаимосвязей между показателями смысловой сферы личности и компонентами удовлетворенности учебной деятельностью студентов юношеского возраста. Выборка исследования состояла из 76 студентов I и II курсов в возрасте от 17 до 18 лет. По результатам корреляционного анализа были найдены статистически значимые взаимосвязи между всеми показателями, что подтвердило гипотезу исследования. Изучение специфики установленной взаимосвязи позволяет заключить, что показатели смысловой сферы, отражающие уровень целеустремленности испытуемых, их направленности в будущее, больше других сопряжены с уровнем удовлетворенности выбранной профессией. Показатели осмысленности прошлого и настоящего наиболее тесно коррелируют с компонентами, отвечающими за удовлетворенность воспитанием, отношениями с однокурсниками, а также бытом. Удовлетворенность учебой в значительной мере зависит от показателей осмысленности прошлого, настоящего и будущего в жизни испытуемых, что придает ей первостепенное значение. Показатели смысловой сферы испытуемых, отвечающие за управляемость собственной жизнью, сильнее других связаны с уровнем удовлетворенности бытовыми условиями. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации обучения в вузе на ранних курсах.

Биография автора

Александр Олегович Ряжкин , Челябинский государственный университет, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры психологии

Библиографические ссылки

Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2009. Вып. 2(48). С. 98–105.

Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2005. 187 с.

Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34–42.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

Каплан Е.А., Ерицян К.Ю. Работа и учеба у студентов вузов: конфликт или фасилитация? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 395–423. DOI:https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.928

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 12–23. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140202

Куриленко Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 20–23.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 320 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019. 584 c.

Леонтьев Д.А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 c.

Мандель Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 350 с. DOI: https://doi.org/10.12737/1065840

Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.

Мороз В.А., Антюшина Т.Ю. Межличностные отношения студентов, влияющие на процесс становления личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11(4). С. 735–739.

Середа Е.И., Рябова К.С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 171–176.

Тимошкина М.В., Наумова М.В. Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников ЮГУ) // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1(40). С. 152–157.

Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 33–45. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/69/2

References

Deeva, N.A. (2005). Refleksivnye mekhanizmy perezhivaniya krizisa i izmenenie tsennostno-smyslovoy sfery: dis. … kand. psikhol. nauk [Reflexive mechanisms of experiencing a crisis and value-semantic sphere changing: dissertation]. Perm, 187 p.

Dontsov, D.A. and Dontsova, M.V. (2013). [Psychological features of youthful (student) age]. Obrazovatel’nye tekhnologii[Educational Technologies]. No. 2, pp. 34–42.

Grigorenko, E.Yu. (2009). [Students psychological well-being and its determinants]. Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny v regione: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. Iss. 2(48), pp. 98–105.

Kaplan, E.A. and Eritsyan, K.Yu. (2020). [The job and learning of university students: conflict or facilitation?]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal]. No. 4, pp. 395–423. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.928

Kulagina, I.Yu. and Apasova, E.V. (2018). [Personality development in the context of university training: a comparative study]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 14, no. 2, pp. 12–23. DOI:https://doi.org/10.17759/chp.2018140202

Kurilenko, Yu.A. (2014). [Semantic sphere as a personality structure element]. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement]. No. 2(57), pp. 20–23.

Leont’ev, A.N. (1983). Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. [Selected psychological works: in 2 vols]. Moscow: Pedagogika Publ., vol. 1, 320 p.

Leont’ev, D.A. (2019). Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real’nosti [Psychology of sense: nature, structure and dynamics of meaning reality]. Moscow: Smysl Publ., 584 p.

Leont’ev, D.A. (2000). Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Test of meaningful life orientations]. Moscow: Smysl Publ., 18 p.

Mandel’, B.R. (2021). Vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology]. Moscow: INFRA-M Publ., 350 p. DOI: https://doi.org/10.12737/1065840

Mischenko, L.V. (2007). [To the problem of diagnosing the students attitude to educational activities]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Practical Psychology of Education]. No. 3, pp. 122–128.

Moroz, V.A. and Antyushina, T.Yu. (2016). [Students interpersonal relationships that influencing to the personal development process]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. No. 11(4), pp. 735–739.

Sereda, E.I. and Ryabova, K.S. (2013). [Satisfaction of professional education as a component of the university students subjective well-being]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnyye nauki i psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Bulletin of the Pskov State University. Series: Social and Humanitarian Sciences and Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 3, pp. 171–176.

Sharok, V.V. (2018). [Emotional and motivational factors of satisfaction with university education]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 69, pp. 33–45. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/69/2

Timoshkina, M.V. and Naumova, M.V. (2016). [Motives of choice of high school and the profession of modern youth (on the example of Ugra State University’s freshmen)]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Yugra State University]. No. 1(40), pp. 152–157.

Zinchenko, V.P. (1991). [The worlds of сonsciousness and the structure of consciousness]. Voprosy psikhologii. No. 2, pp. 15–36.

Загрузки

Опубликован

29-06-2022

Выпуск

Раздел

Статьи