Модель психического и социально-эмоциональная компетентность детей младшего школьного возраста (по оценкам родителей и педагогов)
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-277-286Ключевые слова:
модель психического, социально-эмоциональная компетентность, социальное познание, понимание неверных мненийАннотация
Изучалась роль модели психического в развитии социально-эмоциональной компетентности (по оценкам учителей и родителей) у детей младшего школьного возраста, а именно 7–9 лет, что и было целью исследования. Для оценки уровня социально-эмоциональной компетентности детей учителями и родителями был разработан опросник, направленный на оценку распознавания и понимания эмоций; понимания ментальных состояний других людей и возможности использования их для прогнозирования поведения; понимания обмана, неверных мнений и недоразумений в социальных ситуациях; эмпатии, просоциального поведения, понимания морально-нравственных норм и правил; развития социально-коммуникативных навыков. Развитие модели психического оценивалось с помощью теста «Взгляд» («Reading the Mind in the Eyes») и теста «Распознавание недоразумений в социальных ситуациях» («Faux Pas Recognition Test»). В исследовании приняли участие 49 детей 7–9 лет (из них 21 девочка). При оценке социально-эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста взрослые больше опирались на такие навыки социального понимания, как распознавание эмоций и проявление эмпатии. Результаты исследования продемонстрировали различия оценок социально-эмоциональной компетентности в зависимости от успешности выполнения детьми тестов на модель психического. Были обнаружены также достоверные взаимосвязи между распознаванием детьми ментальных состояний по выражениям глаз и оценками взрослых. Небезинтересно, что достоверных взаимосвязей между проявлением понимания неверных мнений и оценками учителей социально-эмоциональной компетентности не было обнаружено, в отличие от оценок родителей. Интерпретация результатов предполагает возможное различие контекстов наблюдения поведения детей в среде сверстников (учителями) и в среде взрослых и сиблингов (родителями).Библиографические ссылки
Борисова Е.Ю. Возможности социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. С. 81–91. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240407
Сергиенко Е.А. Модель психического и социальное познание // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/535 (дата обращения: 31.10.2021). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.535
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и Другого в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 416 c.
Сергиенко Е.А., Уланова А.Ю., Лебедева Е.И. Модель психического. Структура и динамика. М.: Ин-т психологии РАН, 2020. 503 c.
Чеснокова О.Б., Тарасова К.С. Согласованность в оценке социо-эмоциональной компетентности младших школьников учителями и родителями // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юб. конф.: в 5 т. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 152–155.
Baron-Cohen S., O’Riordan M., Jones R., Stone V.E., Plaisted K. A new test of social sensitivity: Detection of faux pas in normal children and children with Asperger syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1999. Vol. 29, iss. 5. P. 407–418. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1023035012436
Baron-Cohen S. Wheelwright S., Spong A., Scahill V., Lawson J. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome // Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5, iss. 1. P. 47–78.
Caputi M., Lecce S., Pagnin A., Banerjee R. Longitudinal effects of theory of mind on later peer relations: the role of prosocial behavior // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48, iss. 1. P. 257–270. DOI: https://doi.org/10.1037/a0025402
Caravita S.C.S., Di Blasio P., Salmivalli C. Early adolescents’ participation in bullying: Is ToM involved? // The Journal of Early Adolescence. 2010. Vol. 30, iss. 1. P. 138–170. DOI: https://doi.org/10.1177/0272431609342983
Carneiro A., Soares I., Rescorla L., Dias P. Meta-analysis on parent–teacher agreement on preschoolers’ emotional and behavioural problems // Child Psychiatry & Human Development. 2021. Vol. 52, iss. 4. P. 609–618. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-01044-y
Charman T., Campbell A. Theory of Mind and Social Competence in Individuals with a Mental Handicap // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2002. Vol. 14, iss. 3. P. 263–276. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1016076405731
De Rosnay M., Fink E., Begeer S., Slaughter V., Peterson C. Talking theory of mind talk: young school-aged children’s everyday conversation and understanding of mind and emotion // Journal of Child Language. 2014. Vol. 41, iss. 5. P. 1179–1193. DOI: https://doi.org/10.1017/s0305000913000433
Hughes C. Social understanding and social lives: From toddlerhood through to the transition to school. N.Y.: Psychology Press, 2011. 256 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203813225
Imuta K., Henry J.D., Slaughter V., Selcuk B., Ruffman T. Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52, iss. 8. P. 1192–1205. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000140
Liddle B., Nettle D. Higher-order theory of mind and social competence in school-age children // Journal of Cultural and Evolutionary Psychology. 2006. Vol. 4, iss. 3–4. P. 231–244. DOI: https://doi.org/10.1556/jcep.4.2006.3-4.3
McAlister A., Peterson C. A longitudinal study of child siblings and theory of mind development // Cognitive Development. 2007. Vol. 22, iss. 2. P. 258–270. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2006.10.009
Paine A.L., Pearce H., van Goozen S.H., de Sonneville L.M., Hay D.F. Late, but not early, arriving younger siblings foster firstborns’ understanding of second-order false belief // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 166. P. 251–265. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.08.007
Raver C., Leadbeater B.J. The problem of the other in research on theory of mind and social development // Human Development. 1993. Vol. 36, no. 6. P. 350–362. DOI: https://doi.org/10.1159/000278223
Razza R.A., Blair C. Associations among false-belief understanding, executive function, and social competence: A longitudinal analysis // Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. Vol. 30, iss. 3. P. 332–343. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.020
Slaughter V., Imuta K., Peterson C.C., Henry J.D. Meta‐analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years // Child Development. 2015. Vol. 86, iss. 4. P. 1159–1174. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12372
Smith K.P. Bullying and theory of mind: A review // Current Psychiatry Reviews. 2017. Vol. 13, iss. 2. P. 90–95. DOI: https://doi.org/10.2174/1573400513666170502123214
Song J.H., Volling B.L. Theory‐of‐Mind development and early sibling relationships after the birth of a sibling: Parental discipline matters // Infant and Child Development. 2018. Vol. 27, iss. 1. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/icd.2053 (accessed: 31.10.2021). DOI: https://doi.org/10.1002/icd.2053
Yukselen A., Yaban E.H. Social competence of integrated children with mild intellectual disability // Hacettepe University Journal of Education. 2013. Vol. 28, iss. 3. P. 457–471.
References
Baron-Cohen, S., O’Riordan, M., Jones, R., Stone, V.E. and Plaisted, K. (1999). A new test of social sensitivity: Detection of faux pas in normal children and children with Asperger syndrome. Journal of Autism and Developmental Disorders. Vol. 29, iss. 5, pp. 407–418. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1023035012436
Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Spong, A., Scahill, V. and Lawson, J. (2001). Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome. Journal of Developmental and Learning Disorders. Vol. 5, iss. 1, pp. 47–78.
Borisova, E.Yu. (2019). [Opportunities of socialization of younger school stidents with intellectual disabilities in inclusive education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education].Vol. 24, no. 4, pp. 81–91. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240407
Caputi, M., Lecce, S., Pagnin, A. and Banerjee, R. (2012). Longitudinal effects of theory of mind on later peer relations: the role of prosocial behavior. Developmental Psychology. Vol. 48, iss. 1, pp. 257–270. DOI: https://doi.org/10.1037/a0025402
Caravita, S.C.S., Di Blasio, P. and Salmivalli, C. (2010). Early adolescents’ participation in bullying: Is ToM involved? The Journal of Early Adolescence. Vol. 30, iss. 1, pp. 138–170. DOI: https://doi.org/10.1177/0272431609342983
Carneiro, A., Soares, I., Rescorla, L. and Dias, P. (2021). Meta-analysis on parent–teacher agreement on preschoolers’ emotional and behavioural problems. Child Psychiatry & Human Development. Vol. 52, iss. 4, pp. 609–618. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-01044-y
Charman, T. and Campbell, A. (2002). Theory of mind and social competence in individuals with a mental handicap. Journal of Developmental and Physical Disabilities. Vol. 14, iss. 3, pp. 263–276. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1016076405731
Chesnokova, O.B. and Tarasova, K.S. (2015). [Consistency in the assessment of the socio-emotional competence of primary schoolchildren by teachers and parents]. Ot istokov k sovremennosti. 130 let organizatsii psikhologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubileynoy konferentsii: v 5 t. [From the origins to the present. 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University: collection of materials from the anniversary conference: in 5 vols]. Moscow: Cogito-Centre Publ., pp. 152–155.
De Rosnay, M., Fink, E., Begeer, S., Slaughter, V. and Peterson, C. (2014). Talking theory of mind talk: young school-aged children’s everyday conversation and understanding of mind and emotion. Journal of Child Language. Vol. 41, iss. 5, pp. 1179–1193. DOI: https://doi.org/10.1017/s0305000913000433
Hughes, C. (2011). Social understanding and social lives: From toddlerhood through to the transition to school. New York: Psychology Press, 256 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203813225
Imuta, K., Henry, J.D., Slaughter, V., Selcuk, B. and Ruffman, T. (2016). Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review. Developmental Psychology. Vol. 52, iss. 8, pp. 1192–1205. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000140
Liddle, B. and Nettle, D. (2006). Higher-order theory of mind and social competence in school-age children. Journal of Cultural and Evolutionary Psychology. Vol. 4, iss. 3–4, pp. 231–244. DOI: https://doi.org/10.1556/jcep.4.2006.3-4.3
McAlister, A. and Peterson, C. (2007). A longitudinal study of child siblings and theory of mind development. Cognitive Development. Vol. 22, iss. 2, pp. 258–270. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2006.10.009
Paine, A.L., Pearce, H., van Goozen, S.H., de Sonneville, L.M. and Hay, D.F. (2018). Late, but not early, arriving younger siblings foster firstborns’ understanding of second-order false belief. Journal of Experimental Child Psychology. Vol. 166, pp. 251–265. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.08.007
Raver, C. and Leadbeater, B.J. (1993). The problem of the other in research on theory of mind and social development. Human Development. Vol. 36, no. 6, pp. 350–362. DOI: https://doi.org/10.1159/000278223
Razza, R.A. and Blair, C. (2009). Associations among false-belief understanding, executive function, and social competence: A longitudinal analysis. Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 30, iss. 3, pp. 332–343. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.020
Sergienko, E.A. (2015). [Theory of mind and social cognition]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 8, no. 42. Available at: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/535 (accessed 31.10.2021). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.535
Sergienko, E.A., Lebedeva, E.I. and Prusakova, O.A. (2009). Model’ psikhicheskogo kak osnova stanovleniya ponimaniya sebya i Drugogo v ontogeneze cheloveka [The mental model as the basis for the formation of an understanding of the self and the Other in human ontogenesis]. Moscow: IP RAS Publ., 416 p.
Sergienko, E.A., Ulanova, A.Yu. and Lebedeva, E.I. (2009). Model’ psikhicheskogo. Struktura i dinamika [Theory of mind. Structure and dynamics]. Moscow: IP RAS Publ., 503 p.
Slaughter, V., Imuta, K., Peterson, C.C. and Henry, J.D. (2015). Meta‐analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years. Child Development. Vol. 86, iss. 4, pp. 1159–1174. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12372
Smith, K.P. (2017). Bullying and theory of mind: A review. Current Psychiatry Reviews. Vol. 13, iss. 2, pp. 90–95. DOI: https://doi.org/10.2174/1573400513666170502123214
Song, J.H. and Volling, B.L. (2018). Theory‐of‐Mind development and early sibling relationships after the birth of a sibling: Parental discipline matters. Infant and Child Development. Vol. 27, iss. 1. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/icd.2053 (accessed 31.10.2021).DOI: https://doi.org/10.1002/icd.2053
Yukselen, A. and Yaban, E.H. (2013). Social competence of integrated children with mild intellectual disability. Hacettepe University Journal of Education. Vol. 28, iss. 3, pp. 457–471.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.