Религиозная идентичность молодых мужчин мусульман из стран СНГ как трансформирующийся феномен (на примере города Казань)
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-167-174Ключевые слова:
религиозная идентичность, приписываемая религиозная идентичность, избранная религиозная идентичность, екларируемая религиозная идентичность, ислам, мусульмане, мигрантыАннотация
Рассматривается феномен религиозной идентичности молодых мигрантов-мусульман, проживающих в городе Казани. Автор исходит из позиции, что религиозная идентичность представляет собой трансформирующийся феномен, подверженный влиянию как личного опыта индивида, так и исторических факторов и социальных изменений. В качестве значимого фактора трансформации религиозной идентичности индивида выступает миграция. В исследовании процессов, происходящих в структуре религиозной идентичности мигрантов-мусульман, автор опирается на работу Л. Пик в контексте мусульманских общин в Северной Америке, выделяя три формы религиозной идентичности, последовательно сменяющих друг друга, — приписываемую, избранную и декларируемую, когда на каждом этапе религиозность становится более глубокой, а исполнение религиозных практик более осознанным. На основе зарубежной методологии автором проведено качественное исследование методом глубинного интервью, целью которого явилось выявление основных стадий трансформации религиозной идентичности мигрантов-мусульман, проживающих в Татарстане. В ходе исследования было установлено, что трансформация религиозной идентичности молодых мигрантов-мусульман, проживающих в Казани, также проходит следующие стадии — приписываемую, избранную и декларируемую, когда первая обеспечивается первичной социализацией в среде с подавляющим большинством населения, исповедующего ислам, и воспринимается как нечто само собой разумеющееся, не вызывая вопросов и рефлексии, вторая — по мере взросления индивида, трансформируясь из приписанной под воздействием рефлексии, влияния внешнего окружения и личного выбора, третья — в связи с эмиграцией в условиях нового принимающего общества — и может иметь как характер отрицания, так и ярко выраженного утверждения собственной религиозности, претерпевая относительно небольшие изменения в течение жизни человека.Библиографические ссылки
Габдрахманова Г.Ф., Сагдиева Э.А., Кораблева Н.И. Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 58–63.
Гарбузарова Е.Г. Ислам в государствах Центральной Азии в современный период // Исламоведение. 2019. Т. 10, № 2. С. 22–31. DOI: https://doi.org/10.21779/2077-8155-2019-10-2-22-31
Adams G.R., Marshall S.K. A developmental social psychology of identity: Understanding the person-in-context // Journal of Adolescence. 1996. Vol. 19, iss. 5. P. 429–442. DOI: https://doi.org/10.1006/jado.1996.0041
Alwin D.F., Felson J.L., Walker E.T., Tufis P.A. Measuring religious identities in surveys // International Journal of Public Opinion Quarterly. 2006. Vol. 70, iss. 4. P. 530–564. DOI: https://doi.org/10.1093/poq/nfl024
Ammerman N.T. Religious identities and religious institutions // Handbook of the Sociology of Religion / ed. by M. Dillon. N.Y.: Cambridge University Press, 2003. P. 207–224. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511807961.016
Dillon M. Catholic identity: Balancing reason, faith, and power. N.Y.: Cambridge University Press, 1999. 300 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511752728
Erikson E. Childhood and society. 2d ed. N.Y.: W.W. Norton, 1963. 445 p.
Hall S. Cultural Identity and Diaspora // Identity: Community, Culture, Difference / ed. by J. Rutherford. London, UK: Lawrence & Wishart, 1990. P. 222–237.
Mol H. Identity and the sacred: A sketch for a new-scientific theory of religion. Oxford, UK: Blackwell, 1976. 326 p.
Parks S. The critical years: Young adults and the search for meaning, faith, and commitment. N.Y.: Harper Collins, 1986. 245 p.
Peek L. Becoming Muslim: The development of a religious identity // Sociology of Religion. 2005. Vol. 66, iss. 3. P. 215–242.DOI: https://doi.org/10.2307/4153097
Peek L. Behind the backlash: Muslim Americans after 9/11. Philadelphia, PA: Temple University Press, 2011. 230 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctvrdf3dw
Sherkat D.E. Tracking the restructuring of American religion: Religious affiliation and patterns of religious mobility, 1973–1998 // Social Forces. 2001. Vol. 79, iss. 4. P. 1459–1493. DOI: https://doi.org/10.1353/sof.2001.0052
Swidler A. Culture in action: Symbols and strategies // American Sociological Review. 1986. Vol. 51, no. 2. P. 273–286. DOI: https://doi.org/10.2307/2095521
Warner R.S. Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States // American Journal of Sociology. 1993. Vol. 98, no. 5. P. 1044–1093. DOI: https://doi.org/10.1086/230139
References
Adams, G.R. and Marshall, S.K. (1996). A developmental social psychology of identity: Understanding the person-in-context. Journal of Adolescence. Vol. 19, iss. 5, pp. 429–442. DOI: https://doi.org/10.1006/jado.1996.0041
Alwin, D.F., Felson, J.L., Walker, E.T. and Tufis, A. (2006). Measuring religious identities in surveys. International Journal of Public Opinion Quarterly. Vol. 70, iss. 4, pp. 530–564. DOI: https://doi.org/10.1093/poq/nfl024
Ammerman, N.T. (2003). Religious identities and religious institutions. M. Dillon (ed.) Handbook of the Sociology of Religion. New York: Cambridge University Press, pp. 207–224. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511807961.016
Dillon, M. (1999). Catholic identity: Balancing reason, faith, and power. New York: Cambridge University Press, 300 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511752728
Erikson, E. (1963). Childhood and society. 2d ed. New York: W.W. Norton Publ., 445 p.
Gabdrakhmanova, G.F., Sagdieva, E.A. and Korableva, N.I. (2017). [Students from Central Asian in Tatarstan: motivation, adaptation, life plans]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3, pp. 58–63.
Garbuzarova, E.G. (2019). Islam in the states of Central Asia nowadays. Islamovedenie [Islamic Studies]. Vol. 10, no. 2, pp. 22–31. DOI: https://doi.org/10.21779/2077-8155-2019-10-2-22-31
Mol, H. (1976). Identity and the sacred: A sketch for a new-scientific theory of religion. Oxford, UK: Blackwell Publ., 326 p.
Parks, S. (1986). The critical years: Young adults and the search for meaning, faith, and commitment. New York: HarperCollins Publ., 245 p.
Peek, L. (2005). Becoming Muslim: The development of a religious identity. Sociology of Religion. Vol. 66, iss. 3, pp. 215–242. DOI: https://doi.org/10.2307/4153097
Peek, L. (2011). Behind the backlash: Muslim Americans after 9/11. Philadelphia, PA: Temple University Press, 230 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctvrdf3dw
Hall, S. (1990). Cultural Identity and Diaspora. J. Rutherford (ed.) Identity: Community, Culture, Difference. London, UK: Lawrence & Wishart Publ., pp. 222–237.
Sherkat, D.E. (2001). Tracking the restructuring of American religion: Religious affiliation and patterns of religious mobility, 1973–1998. Social Forces. Vol. 79, iss. 4, pp. 1459–1493. DOI: https://doi.org/10.1353/sof.2001.0052
Swidler, A. (1986). Culture in action: Symbols and strategies. American Sociological Review. Vol. 51, no. 2, pp. 273–286. DOI: https://doi.org/10.2307/2095521
Warner, R.S. (1993). Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States. American Journal of Sociology. Vol. 98, no. 5, pp. 1044–1093. DOI: https://doi.org/10.1086/230139
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.