Психологические особенности точности воспроизведения заданного образца в различных психоэмоциональных состояниях

Психология

Авторы

  • Ирина Вадимовна Полякова Смоленский государственный университет, 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-159-166

Ключевые слова:

сенсорный эталон, перцепция, точность восприятия, ошибка воспроизведения, перенос навыка, сознание

Аннотация

Исследуются психологические особенности точности восприятия. Измерение перцептивной точности осуществлялось с помощью воспроизведения заданного экспериментатором образца правой и левой рукой испытуемого в разных психоэмоциональных состояниях, а именно: от состояния спокойного бодрствования до состояния психоэмоционального напряжения. Актуальность работы обусловлена необходимостью снижения перцептивной ошибки при воспроизведении образца в разных условиях обучения, в том числе стрессовых. С этой целью испытуемым предлагалось воспроизвести заданный экспериментатором образец в состоянии спокойного бодрствования, в стрессовой ситуации и непосредственно после пережитого стресса. Под стрессовой ситуацией понималась ситуация сдачи студентами экзамена до того, как он «вытянул» экзаменационный билет. Ситуация после пережитого стресса представляла собой повторение измерений в ходе воспроизведения заданного образца непосредственно после ответа студента на экзамене. Измерение точности воспроизведения заданного образца осуществлялось с помощью специально созданного прибора, позволявшего сгенерировать общую ошибку в течение заданного времени. В эксперименте приняли участие пятнадцать студентов Смоленского государственного университета психолого-педагогического факультета. По результатам исследования установлено, что точность воспроизведения образца зависит от психоэмоционального состояния обучающегося. Состояние спокойного бодрствования является оптимальным для точного тензометрического воспроизведения заданного образца. Психологические особенности переноса тензометрических навыков рук связаны с особенностями психоэмоциональных состояний и не являются элементарными операционными действиями. Характер распределения результатов точности воспроизведения образца правой и левой рукой испытуемым в разных психоэмоциональных состояниях оказался различным. Точность воспроизведения образца правой рукой в состоянии психоэмоционального напряжения ниже, чем в состоянии спокойного бодрствования. Погрешность воспроизведения образца левой рукой в состоянии психоэмоционального напряжения, наоборот, ниже. Полученные данные могут быть использованы в психодиагностике для уточнения особенностей переживания психоэмоциональных состояний испытуемых.

Биография автора

Ирина Вадимовна Полякова, Смоленский государственный университет, 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4

кандидат психологических наук,доцент кафедры общей психологии

Библиографические ссылки

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. 2013. № 4(12). С. 20–30. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2013.0403

Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 247 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/62/3

Лупенко Е.А. Интермодальное сходство как результат категоризации // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 2. С. 84–103.

Москвин В.А, Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальное развитие человека. М.: Смысл, 2011. 368 с.

Полякова И.В. Психологические аспекты физической активности: точность восприятия // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: материалы XV Юб. Всеросс. с междунар. участием науч. конф. / под ред. С.И. Логинова, Н.В. Пешковой. Сургут: Дефис, 2016. С. 251–253.

Полякова И.В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 188–193 DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-188-193

Хохлова Л.А. Психофизиологические предпосылки способностей к овладению иностранными языками: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 41 с.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. 928 с.

Duckworth A.L., Yeager D.S. Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes // Educational Research. 2015. Vol. 44, iss. 4. P. 237–251. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x15584327

Kirby K.M., Pillai S.R., Carmichael O.T., Van Gemmert A.W.A. Brainfunctional differences in visuo-motor task adaptation between dominant and non-dominant hand training // Experimental Brain Research. 2019. Vol. 237, iss. 12. P. 3109–3121. DOI:https://doi.org/10.1007/s00221-019-05653-5

Kumar S., Mandal M.K. Bilateral transfer of skill in left- and right-handers // Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. 2005. Vol. 10, iss. 4. P. 337–344. DOI: https://doi.org/10.1080/13576500442000120

Leonova A.B., Kuznetsova A.S., Barabanshchikova V.V. Job specificity in human functional state optimization by means of self-regulation training // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 29–34. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.520

References

Berezina, T.N. (2013). [Social creativity and social intelligence in the structure of general abilities]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. No. 4(12), pp. 20–30. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2013.0403

Duckworth, A.L. and Yeager, D.S. (2015). Measurement matters: Assessing personal qualities other than cognitive ability for educational purposes. Educational Research. Vol. 44, no. 4, pp. 237–251. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x15584327

Khokhlova, L.A. (2017). Psikhofiziologicheskie predposylki sposobnostey k ovladeniyu inostrannymi yazykami: avtoref. dis. … d- ra psikhol. nauk [Psychophysiological prerequisites for the ability to master foreign languages: Abstract of PhD. dissertation]. Moscow, 41 p.

Kirby, K.M., Pillai, S.R., Carmichael, O.T. and Van Gemmert, A.W.A. (2019). Brain functional differences in visuo-motor task adaptation between dominant and non-dominant hand training. Experimental Brain Research. Vol. 237, iss. 12, pp. 3109–3121. DOI: https://doi.org/10.1007/s00221-019-05653-5

Kumar, S. and Mandal, M.K. (2005). Bilateral transfer of skill in left- and right-handers. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. 2005. Vol. 10, iss. 4, pp. 337–344. DOI: https://doi.org/10.1080/13576500442000120

Leonova, A.B., Kuznetsova, A.S. and Barabanschikova, V.V. (2013). Job specificity in human functional state optimization by means of self-regulation training. Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 86, pp. 29–34. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.520

Leont’ev, D.A. (2016). [Autoregulation, resources, and personality potential]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 62, pp. 18–37. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/62/3

Lupenko, E.A. (2009). [Intermodal similarity as a result of categorization]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. Vol. 2, no. 2, pp. 84–103.

Moskvin, V.A. and Moskvina, N.V. (2011). Mezhpolusharnye asimmetrii i individual’noe razvitie cheloveka [Technologies and methods for determining the composition of the human body]. Moscow: Smysl Publ., 368 p.

Polyakova, I.V. (2016). [Psychological aspects of physical activity: perception accuracy]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma i ozdorovleniya razlichnykh kategoriy naseleniya: Materialy XV Yubileynoy Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoy konferentsii [Improving the System of Physical Education, Sports Training, Tourism and Rehabilitation of Various Categories of the Population: Proceedings of the 15th Anniversary All-Russian scientific conference with international participation]. Surgut: Defis Publ., pp. 251–253.

Polyakova, I.V. (2019). [Tensometric study of the functioning of the perceptual and emotional spheres of the student]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 19, iss. 2, pp. 188–193. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-188-193

Schiffman, H.R. (2003). Oschuschenie i vospriyatie [Sensation and perception]. St. Petersburg: Piter Publ., 928 p.

Vekker, L.M. (1998). Psikhika i real’nost’. Edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [The psyche and reality. Unified theory of mental processes]. Moscow: Smysl Publ., 685 p.

Velichkovskiy, B.M., Zinchenko, V.P. and Luriya, A.R. (1973). Psikhologiya vospriyatiya [Psychology of perception]. Moscow: Moscow University Publ., 247 p.

Zaporozhets, A.V. (1986). Izbrannye psikhologicheskie trudy. T. 1: Psikhicheskoe razvitie rebenka [Selected psychological works. Vol. 1: Mental development of the child]. Moscow: Pedagogika Publ., 320 p.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи