Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки

Психология

Авторы

  • Татьяна Викторовна Евтух Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал
  • Татьяна Михайловна Харламова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-146-158

Ключевые слова:

толерантность к неопределенности, толерантность к двусмысленности, копинг-стратегии, акцентуации характера, студенты, социально-гуманитарные направления подготовки

Аннотация

Представлены результаты исследования толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки, различающихся по году обучения (1-, 2-, 3-й курс), направлениям обучения (государственное и муниципальное управление, психология, клиническая психология, психология служебной деятельности, юриспруденция) и степени выраженности толерантности к неопределенности (низкий, средний, высокий уровень). Согласно полученным данным уровень толерантности к неопределенности у обучающихся 1–3 курсов различается — первокурсники более толерантны к неопределенности, чем студенты второго курса, которые в свою очередь более толерантны к неопределенности, чем студенты третьего курса, что можно объяснить открытостью студентов новому опыту на начальном этапе обучения и ориентацией на стабильность данного процесса и психологический комфорт на более старших курсах. Менее всего толерантны к неопределенности студенты-психологи разных направленностей. Показано, что при положительном отношении к неопределенности у всех респондентов наблюдается меньшая выраженность негативного фона настроения, чувствительности, тревожности и большая выраженность позитивного эмоционального настроения, активности, инициативности, коммуникабельности, желания быть в центре внимания и готовности к разрешению проблем социально приемлемыми способами. При этом, чем более выражена толерантность к неопределенности, тем менее нейротичны студенты государственного и муниципального управления и психологии служебной деятельности, тем менее эмоционально чувствительны студенты-юристы и клинические психологи, тем более экстравертированы студенты-психологи и клинические психологи. Установлено также, что наиболее существенный совместный вклад в исследуемый феномен вносят обобщенные показатели (факторы) акцентуаций характера, особенно в группе клинических психологов. Следовательно, в работе прослеживаются особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки. Данная проблема востребована в науке и практике, отвечает современным тенденциям развития профессиональной сферы, но остается недостаточно изученной. Наша работа позволяет расширить знание о толерантности к неопределенности как сложном личностном конструкте.

Биографии авторов

Татьяна Викторовна Евтух , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал

кандидат психологических наук,доцент кафедры гуманитарно-математическихи естественно-научных дисциплин

Татьяна Михайловна Харламова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии

Библиографические ссылки

Кондрашихина О.А., Тихомирова И.А. Вербальная и невербальная креативность и толерантность к неопределенности студентов-психологов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 1. С. 46–52. DOI: https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.1.46-52

Кузнецов А.А. Толерантность к неопределенности в условиях пандемии // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 12 апреля 2021 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 65–68. URL: https://apni.ru/article/2177-tolerantnost-k-neopredelennosti-v-usloviyakh (дата обращения: 27.06.2021).

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности // Национальный психологический журнал. 2017. № 2(26). С. 98–105. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2017.0211

Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 18 с.

Марченко Е.Е. Толерантность к неопределенности как значимая характеристика личности обучающихся высшей школы // Вестник Брестского университета. Серия 3: Филология. Педагогика. Психология. 2018. № 1. С. 188–196.

Меньшикова Л.В., Лазюк И.В. Толерантность к неопределенности у студентов вуза и ее развитие в современной информационной среде // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. Вып. 3. С. 452–458. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-18

Рябинкина А.Н. Толерантность студентов к неопределенности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1(78). С. 295–297.

Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 131–142. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/68/8

Arquero J.L., Fernández-Polvillo C., Hassall T., Joyce J. Relationships between communication apprehension, ambiguity tolerance and learning styles in accounting students // Revista de Contabilidad. 2017. Vol. 20, iss. 1. P. 13–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rcsar.2015.10.002

Arquero J.L., Tejero C. Ambiguity tolerance levels in Spanish accounting students: a comparative study // Revista de Contabilidad. 2009. Vol. 12, iss. 1. P. 95–115. DOI: https://doi.org/10.1016/s1138-4891(09)70003-2

DeRoma V.M., Martin K.M., Kessler M.L. The Relationship between Tolerance for Ambiguity and Need for Course Structure // Journal of Instructional Psychology. 2003. Vol. 30, iss. 2. P. 104–109.

Friedland N., Keinan N., Tytiun T. The effect of psychological stress and tolerance of ambiguity on stereotypic attributions// Anxiety, Stress & Coping. 1999. Vol. 12, iss. 4. P. 397–410. DOI: https://doi.org/10.1080/10615809908249318

Geller G., Faden R.R., Levine D.M. Tolerance for ambiguity among medical students: Implications for their selection, training and practice // Social Science & Medicine. 1990. Vol. 31, iss. 5. P. 619–624. DOI: https://doi.org/10.1016/0277-9536(90)90098-d

Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // Creativity: Its Educational Implications / ed. by J.C. Gowan, G.D. Demos, E.P. Torrance. N.Y.: John Wiley and Sons, 1967.

Jach H.K., Smillie L.D. To fear or fly to the unknown: Tolerance for ambiguity and Big Five personality traits // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 79. P. 67–78. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.02.003

Kuhn G., Goldberg R., Compton S. Tolerance for uncertainty, burnout, and satisfaction with the career of emergency medicine // Annals of Emergency Medicine. 2009. Vol. 54, iss. 1. P. 106–113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.annemergmed.2008.12.019

Lauriola M., Foschi R., Mosca O., Weller J. Attitude toward ambiguity: Empirically robust factors in self-report personality scales // Assessment. 2016. Vol. 23, iss. 3. P. 353–373. DOI: https://doi.org/10.1177/1073191115577188

Sokolová L., Andreánska V. Pre-Service Teachers’ Ambiguity Tolerance // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Rezekne, LV: Rezekne Academy of Technologies, 2019. Vol. II. P. 610–618. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2019vol2.3676

Valutis S.A. The Relationship between Tolerance of Ambiguity and Stereotyping: Implications for BSW Education // Journal of Teaching in Social Work. 2015. Vol. 35, iss. 5. P. 513–528. DOI: https://doi.org/10.1080/08841233.2015.1088927

Weissenstein A., Ligges S., Brouwer B., Marschall B., Friederichs H. Measuring the ambiguity tolerance of medical students: a cross-sectional study from the first to sixth academic // BioMedCentral Family Practice. 2014. Vol. 15, iss. 6. URL: https://bmcprimcare.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/1471-2296-15-6.pdf (accessed: 11.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2296-15-6

Xu H., Tracey T.J.G. The role of ambiguity tolerance in career decision making // Journal of Vocational Behavior. 2014. Vol. 85, iss. 1. P. 18–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.04.001

Yee L.M., Liu L.Y., Grobman W.A. The relationship between obstetricians’ cognitive and affective traits and their patients’ delivery outcomes // American Journal of Obstetrics & Gynecology. 2014. Vol. 211, iss. 6. P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajog.2014.06.003

References

Arquero, J.L., Fernández-Polvillo, C., Hassall, T. and Joyce, J. (2017). Relationships between communication apprehension, ambiguity tolerance and learning styles in accounting students. Revista de Contabilidad [Spanish Accounting Review]. Vol. 20, iss. 1, pp. 13–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rcsar.2015.10.002

Arquero, J.L. and Tejero, C. (2009). Ambiguity tolerance levels in Spanish accounting students: a comparative study. Revista de Contabilidad [Spanish Accounting Review]. Vol. 12, iss. 1, pp. 95–115. DOI: https://doi.org/10.1016/s1138-4891(09)70003-2

DeRoma, V.M., Martin, K.M. and Kessler, M.L. (2003). The relationship between tolerance for ambiguity and need for course structure. Journal of Instructional Psychology. Vol. 30, iss. 2, pp. 104–109.

Friedland, N., Keinan, N. and Tytiun, T. (1999). The effect of psychological stress and tolerance of ambiguity on stereotypic attributions. Anxiety, Stress & Coping. Vol. 12, iss. 4, pp. 397–410. DOI: https://doi.org/10.1080/10615809908249318

Geller, G., Faden, R.R. and Levine, D.M. (1990). Tolerance for ambiguity among medical students: Implications for their selection, training and practice. Social Science & Medicine. Vol. 31, iss. 5, pp. 619–624. DOI: https://doi.org/10.1016/0277-9536(90)90098-d

Hallman, R.J. (1967). The necessary and sufficient conditions of creativity. J.C. Gowan, G.D. Demos, E.P. Torrance (eds.) Creativity: its educational implications. New York: John Wiley and Sons Publ. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.02.003

Jach, H.K. and Smillie, L.D. (2019). To fear or fly to the unknown: Tolerance for ambiguity and Big Five personality traits. Journal of Research in Personality. Vol. 79, pp. 67–78. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.02.003

Kondrashikhina, O.A. and Tikhomirova, I.A. (2020). [Verbal and non-verbal creativity and tolerance for uncertainty of psychological students]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Herald of Omsk University. Series «Psychology»]. No. 1, pp. 46–52. DOI: https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.1.46-52

Kuhn, G., Goldberg, R. and Compton, S. (2009). Tolerance for uncertainty, burnout, and satisfaction with the career of emergency medicine. Annals of Emergency Medicine. Vol. 54, iss. 1, pp. 106–113. DOI: 10.1016/j.annemergmed.2008.12.019

Kuznetsov, A.A. (2021). [Tolerance to uncertainty in the context of a pandemic]. Obespechenie global’noy konkurentosposobnosti nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Belgorod, 12 aprelya 2021 g.) [Ensuring the global competitiveness of science and education: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference on April 12, 2021]. Belgorod: AASR Publ., pp. 65–68. Available at: https://apni.ru/article/2177-tolerantnost-k-neopredelennosti-v-usloviyakh (accessed 27.06.2021).

Lauriola, M., Foschi, R., Mosca, O. and Weller, J. (2016). Attitude toward ambiguity: Empirically robust factors in self-report personality scales. Assessment. Vol. 23, iss. 3, pp. 353–373. DOI: https://doi.org/10.1177/1073191115577188

Lifintsev, D.V., Serykh, A.B. and Lifintseva, A.A. (2017). [Tolerance to uncertainty in the context of social support: gender specificity in the youth environment]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. No. 2(26), pp. 98–105. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2017.0211

Lukovitskaya, E.G. (1998). Sotsial’no-psikhologicheskoe znachenie tolerantnosti k neopredelennosti: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [The socio-psychological significance of tolerance to uncertainty: Abstract of Ph.D. dissertation]. St. Petersburg, 18 p.

Marchenko, E.E. (2018). [Tolerance to uncertainty as an important students’ personality trait]. Vestnik Brestskogo universiteta. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Brest University. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology]. No. 1, pp. 188–196.

Men’shikova, L.V. and Lazyuk, I.V. (2020). [Tolerance to uncertainty among university students and its development in the modern information environment]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii [The Herzen University Studies: Psychology in Education]. St. Petersburg: Herzen SPUR Publ., iss. 3, pp. 452–458. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-18

Ryabinkina, A.N. (2018). [Tolerance of ambiguity as a personality variable of students]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Orel State University]. No. 1(78), pp. 295–297.

Sokolová, L. and Andreánska, V. (2019). Pre-service teachers’ ambiguity tolerance. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Rezekne, LV: Rezekne Academy of Technologies Publ., vol. 2, pp. 610–618. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2019vol2.3676

Titova, O.I. (2018). [Tolerance to uncertainty as a factor of the relation to business interaction in the context of students’ common cultural competences development]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 68, pp. 131–142. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/68/8

Valutis, S.A. (2015). The relationship between tolerance of ambiguity and stereotyping: implications for BSW education. Journal of Teaching in Social Work. Vol. 35, iss. 5, pp. 513–528. DOI: https://doi.org/10.1080/08841233.2015.1088927

Weissenstein, A., Ligges, S., Brouwer, B., Marschall, B. and Friederichs, H. (2014). Measuring the ambiguity tolerance of medical students: a cross-sectional study from the first to sixth academic. BioMedCentral Family Practice. Vol. 15, iss. 6. Available at: https://bmcprimcare.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/1471-2296-15-6.pdf (accessed 11.07.2021). DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2296-15-6

Yee, L.M., Liu, L.Y. and Grobman, W.A. (2014). The relationship between obstetricians’ cognitive and affective traits and their patients’ delivery outcomes. American Journal of Obstetrics & Gynecology. vol. 211, iss. 6, pp. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajog.2014.06.003

Xu, H. and Tracey, T.J.G. (2014). The role of ambiguity tolerance in career decision making. Journal of Vocational Behavior.Vol. 85, iss. 1, pp. 18–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.04.001

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи