Методологические функции истории психологии в современной науке

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Елена Евгеньевна Соколова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Москва, ул. Моховая, 11/9

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-25-37

Ключевые слова:

история психологии, аналитическая философия, сознание, психофизическая проблема, картезианство, спинозизм, марксизм, деятельность, субстанция, культурно-деятельностная психология, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков

Аннотация

Обсуждается роль истории психологии в поиске адекватных путей решения методологических проблем психологической науки. Новейшие исследования сознания, в которых сочетаются скрупулезное изучение анатомии и физиологии мозга с помощью современных технологий и интроспективные отчеты носителя сознания, мало чем отличаются в своих методологических основаниях от исследований более чем столетней давности, подвергнутых аргументированной критике Л.С. Выготским и другими представителями культурно-деятельностной психологии за картезианский дуализм. Разведение Л.С. Выготским переживания и собственно научного знания дает основание критически отнестись к утверждению некоторых представителей и сторонников аналитической философии о невозможности научного постижения сознания, отождествляемого ими с субъективной реальностью. Сравнительный историко-психологический анализ идей Б. Спинозы, А.Н. Леонтьева и Э.В. Ильенкова приводит к выводу о том, что А.Н. Леонтьев в построении теории деятельности ориентировался не на победивший в СССР вариант марксизма («диамат»), а на положения аутентичного марксизма, рассматриваемого философами круга Э.В. Ильенкова как продолжение и развитие спинозизма. Созданное на этой философской основе учение школы А.Н. Леонтьева о деятельности как особой субстанции, а сознания (и психики в целом) — как функции этой субстанции, подтверждаемое многочисленными эмпирическими исследованиями и практикой формирования сознания в онтогенезе, представляет собой достойную альтернативу зашедшим в методологический тупик картезиански ориентированным исследованиям сознания в современных когнитивных науках. Показана также роль архивных изысканий для уточнения происхождения и первоначального значения используемой в психологии терминологии. Так, на основе изучения стенограмм дискуссий 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики» установлено, что словосочетание «трехчленная схема анализа» исходно встречается в выступлениях оппонентов Леонтьева, тогда как данная терминология, впоследствии использованная им самим в книге «Деятельность. Сознание. Личность», только запутывает дело и не позволяет адекватно понять нетривиальный взгляд школы А.Н. Леонтьева на деятельность как субстанцию сознания. В заключении делается вывод о том, что особое внимание в мировой науке к историческому наследию создателей культурно-деятельностной психологии обусловлено ее специфической методологией, что делает ее «наукой будущего» и требует, в свою очередь, новой историко-психологической и теоретической рефлексии.

Биография автора

Елена Евгеньевна Соколова , Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Москва, ул. Моховая, 11/9

доктор психологических наук, доцентдоцент кафедры общей психологии,Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Библиографические ссылки

Акопов Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. 272 с.

Батаева Л.А., Олейник О.А. «Трудные проблемы» аналитической философии сознания // Вопросы философии. 2011. № 12. С. 129–138. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=443&Itemid=52 (дата обращения: 21.01.2022).

Беленицкая О.Л. Мыслящая гиперсеть (интервью с К.В. Анохиным) // В мире науки. 2021. № 5–6. С. 32–41.

Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Пг.: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1917. 359 с.

Велихов Е.П., Котов А.А., Лекторский В.А., Величковский Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: 30 лет спустя // Вопросы философии. 2018. № 12. С. 5–17. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2071&Itemid=52 (дата обращения: 21.01.2022). DOI: https://doi.org/10.31857/s004287440002578-0

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.

Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6: Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 91–318.

Два фрагмента из записных книжек Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2006. № 1. С. 294–298.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002. 112 с.

Карицкий И.Н. Специфический и всеобщий метод психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль: МАПН, 2005. С. 111–135.

Котов А.А. Моделирование сознания в компьютерных архитектурах: теория исключенных сценариев // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 80–91.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр; Ин-т психологии РАН, 1997. 432 с.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1968. Т. 18. С. 7–384.

Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. 352 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.

Логинова Н.А. Теоретик психологии Лев Маркович Веккер // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 1. С. 106–115. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-1-106-115

Лопатин Л.М. Психология: Лекции. 1899–1900 ак. г. М.: Лит. О-ва распространения полез. кн., 1900. 386 с.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): учеб. пособие. М.: Академ. проект, 2003. 880 с.

Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 102. 1948.

Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 103. 1948.

Проблема сознания в философии и науке / под ред. проф. Д.И. Дубровского. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 472 с.

Соколова Е.Е. Как А.Н. Леонтьев оживил спинозизм в марксистской психологии, или О неявном философском основании теории деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 654–673. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-4-654-673

Соколова Е.Е. Некоторые моменты дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики» // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 109–118.

Соколова Е. Е., Федорович Е.Ю. О значимости категории «смысл» в зоопсихологии: к дискуссии с Э.В. Ильенковым // Философия Э.В. Ильенкова и современная психология: сб. науч. тр. / под общ. ред. Г.В. Лобастова, Е.В. Мареевой, Н.В. Гусевой. Усть-Каменогорск, 2018. С. 295–304.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв.: в 2 т. М.: Политиздат, 1957. Т. 1. C. 359–618.

Сурмава А.В. Психологический смысл исторического кризиса (Опыт исторического психоанализа) // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 71–85.

Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 127–137.

Ускова Е.В. Статус «квалиа» в натуралистических теориях сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 2. С. 192–202. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-192-202

Федорович Е.Ю., Соколова Е.Е. Майкл Томаселло versus Алексей Николаевич Леонтьев: диалог во времени // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 41–51. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140105

Челпанов Г.И. Учебник психологии: для гимназий и самообразования. М., Пг., Харьков: Т-во В.В. Думнова, 1918. 224 с.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 20. С. 339–626.

Яновский М.И. Самонаблюдение как метод психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.2015. № 3. С. 3–21.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 575 с.

Яхот И. Подавление философии в СССР. N.Y.: Chalidze, 1981. 296 с.

References

Akopov, G.V. (2010). Psikhologiya soznaniya: Voprosy metodologii, teorii i prikladnykh issledovaniy [Psychology of consciousness: Issues of methodology, theory and applied research]. Moscow: IP RAS Publ., 272 p.

Bataeva, L.A. and Oleynik, O.A. (2011). [«Difficult problems» in analytic philosophy of consciousness]. Voprosy filosofii. No. 12, pp. 129–138. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=443&Itemid=52 (accessed 21.01.2022).

Belenitskaya, O.L. (2021). [A thinking hypernet. Interview with K.V. Anokhin]. V mire nauki [In the World of Science]. No. 5–6, pp. 32–41.

Chelpanov, G.I. (1918). Uchebnik psikhologii: Dlya gimnaziy i samoobrazovaniya [Psychology textbook: For gymnasiums and self-education]. Moscow, Petrograd, Kharkov: Dumnov Publ., 224 p.

Cole, M. (1997). Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya: nauka buduschego [Cultural psychology: a once and future discipline]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., IP RAS Publ., 432 p.

Dubrovskiy, D.I. (ed.) (2009). Problema soznaniya v filosofii i nauke [The problem of consciousness in philosophy and science]. Moscow: Kanon+ ROOI Reabilitatsiya Publ., 472 p.

Engels, F. (1961). [Dialectics of nature]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols.]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 20, pp. 339–626.

Fedorovich, E.Yu. and Sokolova, E.E. (2018). [Michael Tomasello versus Alexei N. Leontiev: A dialogue in time]. Кul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 14, no. 1, pp. 41–51. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140105

Il’enkov, E.V. (1984). Dialekticheskaya logika. Ocherki istorii i teorii [Dialectical logic. Essays on the history and theory]. 2nd ed. Moscow: Politizdat Publ., 320 p.

Il’enkov, E.V. (2002). Shkola dolzhna uchit’ myslit’ [School must learn to think]. Moscow: MPSU Publ., Voronezh: MODEK Publ., 112 p.

Karitskiy, I.N. (2005). [Particular and universal method of psychology]. Trudy Yaroslavskogo metodologicheskogo seminara. T. 3: Metod psikhologii [Proceedings of the Yaroslavl methodological seminar. Vol. 3: The Method of Psychology]. Yaroslavl: IAPS Publ., pp. 111–135.

Kotov, A.A. (2020). [Model of consciousness for computer architectures: The theory of expelled scripts]. Voprosy Psychologii. No. 5, pp. 80–91.

Lenin, V.I. (1968). [Materialism and Empiriocriticism]. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy: v 55 t. [Lenin V.I. Comlete works: in 55 vols.]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 18, pp. 7–384.

Leont’ev, A.A. (2001). Deyatel’niy um (Deyatel’nost’, Znak, Lichnost’) [The active mind (Activity, Sign, Personality)]. Moscow: Smysl Publ., 392 p.

Leont’ev, A.N. (1981). Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of mind]. 4th ed. Moscow: Moscow University Publ., 584 p.

Leont’ev, A.N. (2005). Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl Publ.; Akademiya Publ., 352 p.

Loginova, N.A. (2019). [Psychology theorist Leo Vekker]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 1, pp. 106–115. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-1-106-115

Lopatin, L.M. (1900). Psikhologiya: Lektsii. 1899–1900 ak..g. [Psychology: Lectures of 1899–1900]. Moscow: Literatura Obschestva Rasprostraneniya Poleznykh Knig Publ., 386 p.

Mareev, S.N. and Mareeva, E.V. (2003). Istoriya filosofii (obschiy kurs): ucheb. posobie [History of philosophy (General course): A tutorial]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 880 p.

Nauchnyy arkhiv RAO [Scientific archive of RAE] (1948). Coll. 82. Aids 1. Item 102.

Nauchnyy arkhiv RAO [Scientific Archive of RAE] (1948). Coll. 82. Aids 1. Item 103.

Sokolova, E.E. (2019). [How A.N. Leontiev revived spinozism in Marxist psychology, or on the implicit philosophical basis of the theory of activity]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 16, no. 4, pp. 654–673. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-4-654-673

Sokolova, E.E. (2020). [Some points of the 1948 debate according to the book by A.N. Leontiev «Essay on the development of mind»]. Voprosy Psychologii. No. 5, pp. 109–118.

Sokolova, E.E. and Fedorovich, E.Yu. (2018). [On the significance of the category «sense» in animal psychology: a discussion with E.V. Ilyenkov]. Filosofiya E.V. Il’enkova i sovremennaya psikhologiya, pod red. G.V. Lobastova, E.V. Mareevoy, N.V. Gusevoy [G.V. Lobastov, E.V. Mareeva, N.V. Guseva (eds.) E.V. Ilyenkov’s philosophy and modern psychology]. Ust-Kamenogorsk, pp. 295–304.

Spinoza, B. (1957). [Ethics]. Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. [Spinoza B. Selected works: in 2 vols.]. Moscow: Gospolitizdat, vol. 1, pp. 359–618.

Surmava, A.V. (2004). [The psychological meaning of the historical crisis (Essay of historical psychoanalysis)]. Voprosy Psychologii. No. 3, pp. 71–85.

Toulmin, S.E. (1981). [Mozart in psychology]. Voprosy Filosofii. No. 10, pp. 127–137.

Uskova, E.V. (2020). [The status of qualia in naturalistic theories of consciousness]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 2, pp. 192–202. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-192-202

Velikhov, E.P., Kotov, A.A., Lektorskiy, V.A. and Velichkovskiy, B.M. (2018). [Interdisciplinary Consciousness Research: 30 Years on]. Voprosy Filosofii. No. 12, pp. 5–17. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2071&Itemid=52 (accessed 21.01.2022). DOI: https://doi.org/10.31857/s004287440002578-0

Vvedenskiy, A.I. (1917). Psikhologiya bez vsyakoy metafiziki [Psychology without any metaphysics]. Petrograd: M.M. Stasyulevich Publ., 359 p.

Vygotsky, L.S. (1982). [The historical meaning of the crisis in psychology]. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 1: Voprosy teorii i istorii psikhologii [Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vols. Vol. 1: Questions of the theory and history of psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 291–436.

Vygotsky, L.S. (1984). [The teaching about emotions: Historical-psychological studies]. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 6: Nauchnoye nasledstvo [Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vols. Vol. 6: Scientific legacy]. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 91–328.

Vygotsky, L.S. (2006). [Two excerpts from the notebooks. A psychophysical problem]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye [RSUH/RGGU Bulletin. «Psychology. Pedagogics. Education»]. No. 1, pp. 294–298.

Yakhot, I. (1981). Podavlenie filosofii v SSSR [The suppression of philosophy in the USSR]. New York: Chalidze Publ., 296 p.

Yanovskiy, M.I. (2015). [Self-observation as a method of psychology]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 3, pp. 3–21.

Yaroshevskiy, M.G. (1985). Istoriya psikhologii [History of psychology]. Moscow: Mysl’ Publ., 575 p.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи