КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ТРИКСТЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СХОДСТВА

Философия

Авторы

  • Алина Вячеславовна Шевякова Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-1-32-42

Ключевые слова:

культурный герой, трикстер, общественное сознание, миф, социальная онтология, научное мышление, бытие

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о функциональных особенностях образов культурного героя и трикстера в условиях современного общества и массового сознания. Культурный герой и трикстер как важные элементы культурной матрицы оказывают большое влияние на состояние и развитие системы социальных онтологий, в которых отражается мифологизированное общественное сознание. Различия в восприятии обществом образов культурного героя и трикстера определяют набор инструментов, с помощью которых происходит трансформация социальной онтологии в зависимости от стоящих перед обществом задач в конкретный исторический период.

Биография автора

Алина Вячеславовна Шевякова , Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Аспирант 

Библиографические ссылки

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11–22.

Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. Т. 1. С. 72–130.

Барышников С.В. Глобализация и массовое сознание // Материаля LII отчетной научной конференции преподавателей. Воронеж, 2014. С. 31.

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: учеб. пособие / Российский гос. гуманит. ун-т, 2000. 241 с.

Богданов К.А.Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство–СПБ, 2001. 438 с.

Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та,

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. 415 с.

Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 5–29.

Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. 384 с.

Гаврилов Д.А. О функциональной роли Трикстера. Локи и Один как эддические трикстеры // Вестник традиционной культуры: статьи и документы. 2005. Вып. 3. С. 33–59.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. М., 1977. 540 с.

Гусейнов А.А. Мораль как предел рациональности // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 4–17.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

Золотухина-Аболина Е.В. Постмодернизм: распад сознания // Общественные науки и современность.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 419с.

Касумова Ф. Сущность и функции культурного героя-демиурга в мифологии // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2012. Т. 25(64), № 3, ч. 1. С. 214–218.

Коктыш К.Е. Закономерности и динамика развития социальных онтологий // Политические исследования. 2002. № 3(68). С. 41–56.

Кондратьев А.В. Концепция Спасителя в позднеантичном гностицизме. URL: http://new.philos.msu.ru/uploads/media/26_Kondratev_A._V._Koncepcija_Spasitelja_v_pozdneantichnom_gnosticizme.pdf (дата обращения: 17.09.2014).

Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. статей. М.: ГРЦРФ, 2009. С. 285–293.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс–Академия, 1992. 376 с.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс. 1997. 210 с.

Лебедева Н.Б., Шкаратан О.И. Очерки истории социалистического соревнования. Л.: Лениздат, 1966. 276 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 164 с.

Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. Т. 7. С. 154–164.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев В.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 393–599.

Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Сумма психоанализа: антология. 1991. Т. 19. С. 106–115.

Мелетинский Е.М. Предки Прометея (культурный герой в мифе и эпосе) // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3. С. 114–132.

Мифы народов мира / под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 671 с.

Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 13–19.

Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 584 с.

Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы //Общественные науки и современность.

Спенс Л. Мифы североамериканских индейцев. М.: Центрполиграф, 2006. 336 с.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. 191 с.

Струве П.Б. Культура и личность // Избранные произведения. М., 1990. С. 135–142.

Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2003. 192 с.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 624 с.

Тихомирова Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1997. 592 с.

Тяглова М.А. Игровые аспекты стихийной мифологизации // Ученые записки Таврического национального университета. 2013. № 3(65). С. 274–281.

Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / пер. с нем. М: ACT: Транзиткнига, 2005. 576 с.

Фукуяма Ф. Конец истории. URL: http://www.patriotica.ru/actual/fukuyama_end.html (дата обращения: 24.09.2014).

Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 3–12.

Чернявская Ю.В. Трикстер, или Путешествие в хаос // Человек. 2004. № 3. С. 37–52.

Macmillan English Dictionary for advanced learners. Malaysia, 2007. 1500 p.

Snooks G.D. Why is history getting faster? Measurement and explanation // Философскиенауки. 2005. № С. 51–68.

Wirth Н. Die Heilige Urschrift der Menschheit. Berlin; Leipzig, 1936.

REFERENCES

Arendt H. Istoki totalitarizma [Routs of totalitarianism]. Moscow, 1996, 672 p. (In Russian).

Afanas’eva A.I., Merkushin V.I. [The Great patriotic war in the historical memory of the Russians]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2005, no5, pp. 11–22. (In Russian).

Barthes R. [Myth today]. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. T. 1 [Selected papers: Semiotics. Poetics. Vol. 1]. 1994, pp. 72–130. (In Russian).

Baryshnikov S.V. [Globalization and mass consciousness]. Materialy LII otchetnoy nauchnoy konferentcii [Proceedings of the LIInd scientific reporting conference]. Voronezh, 2014, p. 31 (In Russian).

Belik A.A. Kul’turologiya: Antropologicheskie teorii kul’tur [Culturology: Anthropological theories of cultures]. Russian State Humane Institute, 2000, 241 p. (In Russian).

Bogdanov K.A. Povsednevnost’ i mifologiya: Issledovaniya po semiotike fol’klornoj dejstvitel’nosti. Iskusstvo [Everyday routine and mythology: Researches on semiotics of folkloric reality. Art]. Saint Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 2001, 438 p. (In Russian).

Baudrillard J. V teni molchalivogo bol’shinstva [In the shadow of the silent majorities]. Yekaterinburg, Ural university Publ., 2000, 96 p. (In Russian).

Vasil’chuk Yu.A. [Social development of a human in the XXth century. Culture factor]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciencies and modenity]. 2003, no 1, pp. 5–29. (In Russian).

Voevodina L.N. Mifologiya i kul’tura [Mythology and culture]. Moscow, Institute of Allhumanities researches Publ., 2002, 384 p. (In Russian).

Gavrilov D.A. [On functional role of trickster. Loki and Odin as Edda tricksters]. Vestnik traditsionnoj kul’tury: Stat’i i dokumenty [Bulletin on traditional culture: Articles and documents]. 2005, vol. 3, pp. 33–59. (In Russian).

Hegel G.W. Filosofiya religii. T. 2 [Philosophy of religion. Vol. 2]. Moscow, 1977, 540 p. (In Russian).

Gusejnov A.A. [Morality as rationality limit]. Voprosy filosofii [Issues of philosophy]. 2012, no5, pp. 4–17. (In Russian).

Zinchemko V.P. [The worlds of consciousness and the structure of consciousness]. Voprosy psihologii [Issues on psychology]. 1991, no 2, pp. 15–36. (In Russian).

Zolotuhina-Abolina E.V. [Postmodernism: disintegration of consciousness]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciencies and modenity]. 1997, no 4, pp. 185–192. (In Russian).

Camus A. Buntuyuschij chelovek [The rebel]. Moscow, 1990, 419 p. (In Russian).

Kasumova F. [Essence and functions of a culture hero-demiurge in mythology]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo [Proceedings of Taurida National V.I. Vernadsky University]. 2012, vol. 25(64), no 3, part 1, pp. 214–218. (In Russian).

Koktysh K.E. [Regularities and the dynamics of development of social ontologies]. Politicheskie issledovaniya [Political Studies]. 2002, no 3(68), pp. 41–56. (In Russian).

Kondrat’ev A.V. Kontseptsiya Spasitelya v pozdneantichnom gnostitsizme [Concept of the Savior in late antique gnosticism]. Available at: http://new.philos.msu.ru/uploads/media/26_Kondratev_A._V._Koncepcija_Spasitelja_v_pozdneantichnom_gnosticizme.pdf (accessed 17.09.2014). (In Russian).

Ksenofontova I.V. [Specifics of comunication under the conditions of anonymity: memetics, imageboards, trolling]. Internet i fol’klor: sbornik statej [Internet and folklore: collection of articles]. Moscow, State Republic Centre of the Russian folklore Publ., 2009, pp. 285–293. (In Russian).

Le Goff J. Tsivilizatsiya srednevekovogo zapada [Medieval civilization]. Moscow, Progress–Akademia Publ., 1992, 376 p. (In Russian).

Le Goff J. Intellektualy v Srednie veka [Intellectuals in the Middle Ages]. Dolgoprudny, Allegro-Press Publ., 1997, 210 p. (In Russian).

Lebedeva N.B., Shkaratan O.I. Ocherki istorii sotsialisticheskogo sorevnovaniya [Sketch books on socialist competition history]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1966, 276 p. (In Russian).

Le Bon G. Psihologiya narodov i mass [The crowd: a study of the popular mind]. Saint Petersburg, 1995, 164 p. (In Russian).

Levi-Strauss K. [Structure of myths]. Voprosy filosofii [Issues of philosophy]. 1970, vol. 7, pp. 154–164. (In Russian).

Losev A.F. [Dialectics of a myth] Losev V.F. Iz rannih proizvedeniy [Losev V.F. From the early works] Moscow, Pravda Publ., 1990, pp. 393–599. (In Russian).

Meletinskij E.M. [Analytic psychology and the problem of the origins of mythos]. Summa psihoanaliza [Psychoanalysis sum]. 1991, vol. 19, pp. 106–115. (In Russian).

Meletinskij E.M. [Prometheus’s ancestors (culture hero in myth and epos)]. Vestnik istorii mirovoj kul’tury [Bulletin of world culture history]. 1958, no 3, pp. 114–132. (In Russian).

Mify narodov mira [Nations’ myths]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1991, vol. 1, 671 p. (In Russian).

Nemirovski V.G. [Mass consciousness and unconscious as an object of postnonclassic sociology]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2006, no2, pp. 13–19. (In Russian).

Sloterdijk P. Kritika tsinicheskogo razuma [Critique of cynical reason]. Yekaterinburg, Ural university Publ., 2001, 584 p. (In Russian).

Smirnova N. [Classic paradigm of social knowledg and the experience of phenomenological alternative]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciencies and modenity]. 1995, no 1, pp. 127–137. (In Russian).

Spence L. Mify severoamerikanskih indejtsev [North American Indians’ myths]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2005, 336 p. (In Russian).

Stepin V.S. Filosofskaya antropologiya i filosofiya nauki [Philosophic anthropology and philosophy of science]. Moscow, 1992, 191 p. (In Russian).

Struve P.B. [Culture and personality]. Izbrannye proizvedeniya [Selected papers]. Moscow, 1990, pp. 135–142. (In Russian).

Tereschenko N.A., Shatunova T.N. Postmodern kak situatsiya filosofstvovaniya [Postmodern as situation of philosophism]. Saint Petersburg, Aletejya Publ., 2003, 192 p. (In Russian).

Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul’turnaya kommunikatcia [Language and Intercultural communication]. Moscow, Slovo Publ., 2000, 624 p. (In Russian).

Tihomirova L.A. Religiozno-filosofkie osnovy istorii [Religious and philosophical basics of history]. Moscow Publ., 1997, 592 p. (In Russian).

Tyaglova M.A. [Game aspects of accidental mythologization]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo [Proceedings of Taurida National V.I. Vernadsky University]. 2013, no 3(65), pp. 274–281. (In Russian).

Fromm E. Zdorovoe obschestvo. Dogmat o Hriste [The sane society. The dogma of Christ]. Moscow, AST Tranzitkniga Publ., 2005, 576 p. (In Russian).

Fukuyama F. Konets istorii [The end of history]. Available at: http://www.patriotica.ru/actual/fukuyama_end.html (accessed 24.09.2014). (In Russian).

Kheveshi M.A. [Mass society in the XXth century]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2001, no7, pp. 3–12. (In Russian).

Chernyavskaya Yu.V. [Trickster or journey to chaos]. Chelovek [The Man]. 2004, no 3, pp. 37–52. (In Russian).

Macmillan English Dictionary for advanced learners. Malaysia, 2007. 1500 p.

Snooks G.D. [Why is history getting faster? Measurement and explanation] Filosofskie nauki [Philosophical sciences]. 2005, no 4. pp. 51–68.

Wirth Н. Die Heilige Urschrift der Menschheit. Berlin; Leipzig, 1936.

Опубликован

30-03-2015

Выпуск

Раздел

Статьи