Сравнительный анализ показателей воспроизводства педагогических кадров: кейс Пермского края

Социология

Авторы

  • Владислав Алексеевич Родачев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Владимир Сергеевич Волегов Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-1-125-138

Ключевые слова:

педагогические кадры, воспроизводство социально-профессиональной структуры, общее образование, Пермский край, территориальная структура, молодые педагоги, величина педагогического стажа

Аннотация

Статья посвящена анализу показателей воспроизводства кадровой структуры в системе общего образования. Авторы обращают внимание на формирование валидных и адекватных показателей, характеризующих процесс воспроизводства педагогических кадров на уровне образования. Важность подобных данных обосновывается нарастанием кадровой напряженности, характерной для отечественно рынка труда, а также фиксируемом росте среднего возраста педагогических работников и росте числа вакантных ставок. На основании анализа сложившихся в научной практике эмпирических подходов авторы делаю вывод о наличии серьезных различий в воспроизводстве учительских кадров в различных территориальных условиях, в первую очередь — разнице между городскими и сельскими школами, а также между школами, расположенными в районах с различными экономическими условиями. Для уточнения структуры педагогических кадров в статье используется несколько источников, включая данные официального статистического наблюдения Министерства просвещения РФ, а также данные контент-анализа сайтов образовательных организаций Пермского края, содержащие сведения о кадровом составе. Сопоставление данных, полученных из указанных источников, показало, что наиболее существенные различия в структуре педагогических кадров определяются не типом населенного пункта, в котором расположена школа, а расположением школы в региональной столице или вне ее. Так, школы, расположенные в г. Перми, существенно отличаются по средней величине педагогического стажа и большей доле педагогов со стажем до 5 лет. Более того, именно в этих школах чаще используется практика привлечения сотрудников без профильного педагогического образования. Еще один вывод, сделанный в статье, касается необходимости расширения диапазона педагогического стажа, используемого в статистических наблюдениях, т.к. установленная планка в 20 и более лет не отражает реального распределения и показатели центральной тенденции.

Биографии авторов

Владислав Алексеевич Родачев, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

аспирант кафедры социологии

Владимир Сергеевич Волегов, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Библиографические ссылки

Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Какие кадры работают в школах России? // Народное образование. 2017. № 3–4(1461). С. 65–79.

Актуальный реестр организаций для НОКО 2023 г. / Министерство образования и науки Пермского края. 2023. URL: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/283869/ (дата обращения: 14.09.2024).

Андреев К.Д., Демьянова А.В., Лола И.С., Покровский С.И., Рябова А.Д., Усов Н.А. Рынок труда отдельных отраслей экономики России: текущая ситуация и ожидаемый фокус перемен. I квартал 2024 года. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 53 с.

Буренина Н.Б., Яцык Ю.Ю. Подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6(16), вып. 1. С. 135–144.

Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы Приморского края: кадровый голод (сравнительный анализ) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 64–69.

Васильева Л.В., Лебедев К.В., Суменова Е.С. Среднесрочный прогноз возрастной структуры педагогических работников общеобразовательных школ в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 2. С. 140–169. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-140-169

Волегов В.С. Численность молодых учителей и показатели социально-экономического развития регионов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 4. С. 579–591. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-579-591

Гунжитова Г.Х.Ц. Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. № 2. С. 60–65.

Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18 / НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/release_18_2020.pdf (дата обращения: 08.07.2023).

Осипова О.П., Горохов С.А. Педагогические кадры на локальном рынке труда: проблемы и дефициты (на примере Дальневосточного Федерального Округа) // Наука и школа. 2021. № 2. С. 136–146. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463x-2021-2-136-146

Пиньковецкая Ю.С. Возрастная структура педагогического персонала общеобразовательных школ в регионах России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 2(77). С. 99–112. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003

Пиньковецкая Ю.С. Оценка доли мужчин в численности педагогических работников в школах // Статистика и экономика. 2022. Т. 19, № 2. С. 43–51. DOI: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51

Подстрешная В.А., Лактионов В.В. Актуальные проблемы сельского учителя (на основании опроса учителей Подгоренского района Воронежской области) // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, декабрь 2018) / под ред. Ю.Ф. Эльзессера. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 51–53.

Распоряжение Правительства РФ от 23 октября 2015 г. № 2145-р «О программе “Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях” на 2016–2025 годы». URL: http://government.ru/docs/all/103979/ (дата обращения: 05.10.2024).

Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года / Министерство просвещения Российской федерации. 2023. URL.: https://docs.edu.gov.ru/document/dd4cf021660425786495d744405367f0/?ysclid=lztpg4clnd880426369 (дата обращения: 14.08.2024).

Хуснутдинова М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение Российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 38–48. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406

Чуркин К.А., Нуриева Л.М., Киселев С.Г. К вопросу о потребности в педагогических кадрах // Экономика образования. 2014. № 4. С. 11–21.

Nguyen T.D., Lam Ch.B., Bruno P. Is there a national teacher shortage? A systematic examination of reports of teacher shortages in the United States // EdWorkingPaper. 2022. No. 22–631. URL: https://edworkingpapers.com/sites/default/files/ai22-631.pdf (accessed: 18.09.2024). DOI: https://doi.org/10.26300/76eq-hj32

Pennington McVey K., Trinidad J. Nuance in the noise: the complex reality of teacher shortages / Bellwether Education Partners. 2019. 87 p. URL: https://bellwether.org/wp-content/uploads/2019/01/Nuance-In-The-Noise_Bellwether.pdf (accessed: 18.09.2024).

Sibieta L. Teacher shortages in England: analysis and pay options / Economic Policy Institute. 2020. 50 p. URL: https://epi.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/Teacher-shortages-and-pay_2020_EPI.pdf (accessed: 18.09.2024).

References

Aktual’nyy reestr organizatsiy dlya NOKO 2023 g. [Current register of organizations for NOKO 2023]. Ministry of education and science of Perm Krai. 2023. Available at: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/283869/ (accessed 14.09.2024).

Andreev, K.D., Dem’yanova, A.V., Lola, I.S., Pokrovsky, S.I., Ryabova, A.D. and Usov, N.A. (2024). Rynok truda otdel’nykh otrasley ekonomiki Rossii: tekuschaya situatsiya i ozhidaemyy fokus peremen. I kvartal 2024 goda [The labor market of individual sectors of the Russian economy: the current situation and the expected focus of change. 1st quarter of 2024]. Moscow: HSE Publ., 53 p.

Avraamova, E.M. and Loginov, D.M. (2017). [What kind of personnel work in Russian schools?]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. No. 3–4 (1461), pp. 65–79.

Burenina, N.B. and Yatsyk, Yu.Yu. (2020). [Approaches to solving the problem of personnel shortage in rural schools of the Republic of Crimea]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and Ecogeodynamics of Regions]. Vol. 6(16), iss. 1, pp. 135–144.

Burkova, I.N., Kvashko, L.P. and Repsh, N.V. (2022). [Schools in Primorsky Krai: teaching staff shortage (comparative analysis)]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 11(213), pp. 64–69.

Churkin, K.A., Nurieva, L.M. and Kiselev, S.G. (2014). [On the issue of the need for teaching staff]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education]. No. 4, pp. 11–21.

Gunzhitova, G.Kh.Ts. (2015). [The structure of demand for teaching staff in the labor market of the Republic of Buryatia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment [BSU Bulletin. Economy and Management]. No. 2, pp. 60–65.

Khusnutdinova, M.R. (2017). [Social status of the teaching profession: self-determination of Russian teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 22, no. 4, pp. 38–48. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406

Nguyen, T.D., Lam, Ch.B. and Bruno, P. (2022). Is there a national teacher shortage? A systematic examination of reports of teacher shortages in the United States. EdWorkingPaper. No. 22–631. Available at: https://edworkingpapers.com/sites/default/files/ai22-631.pdf (accessed 18.09.2024). DOI: https://doi.org/10.26300/76eq-hj32

Osipova, O.P. and Gorokhov, S.A. (2021). [Pedagogical personnel in the local labor market: problems and deficits (on the example of the Far Eastern Federal District)]. Nauka i shkola [Science and School]. No. 2, pp. 136–146. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463x-2021-2-136-146

Pennington McVey, K. and Trinidad, J. (2019). Nuance in the noise: the complex reality of teacher shortages. Bellwether Education Partners, 87 p. Available at: https://bellwether.org/wp-content/uploads/2019/01/Nuance-In-The-Noise_Bellwether.pdf (accessed 18.09.2024).

Pinkovetskaya, Yu.S. (2022). [Age structure of teachers of secondary schools in Russian regions]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin]. No. 2(77), pp. 99–112. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003

Pinkovetskaya, Yu.S. (2022). [Assessment of the proportion of men in the number of teaching staff in schools]. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics]. Vol. 19, no. 2, pp. 43–51. DOI: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51

Podstreshnaya, V.A. and Laktionov, V.V. (2019). [Actual problems of a rural teacher (based on a survey of teachers in the Podgorensky district of the Voronezh region)]. Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII «Natsrazvitie» (Sankt-Peterburg, dekabr’ 2018) [Conference materials of the State Research Institute «Natsrazvitie» (Saint Petersburg, December 2018)]. St. Petersburg: SRI «Natsrazvitie» Publ., pp. 51–53.

Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossii ot 23 oktyabrya 2015 g. № 2145-r «O programme “Sodeystvie sozdaniyu v sub’ektakh Rossiyskoy Federatsii (iskhodya iz prognoziruemoy potrebnosti) novykh mest v obscheobrazovatel’nykh organizatsiyakh” na 2016–2025 gody» [Order of the Government of the Russian Federation of October 23, 2015 No. 2145-r «On the program “Assistance in the creation of new places in general education organizations in the constituent entities of the Russian Federation (based on the projected need)” for 2016-2025»]. Available at: http://government.ru/docs/all/103979/ (accessed 05.10.2024).

Sibieta, L. (2020). Teacher shortages in England: analysis and pay options. Economic Policy Institute, 50 p. Available at: https://epi.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/Teacher-shortages-and-pay_2020_EPI.pdf (accessed 18.09.2024).

Svedeniya po forme federal’nogo statisticheskogo nablyudeniya № OO-1 «Svedeniya ob organizatsii, osuschestvlyayuschey obrazovatel’nuyu deyatel’nost’ po obrazovatel’nym programmam nachal’nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya» na nachalo 2023/24 uchebnogo goda [Information on the federal statistical observation form No. OO-1 «Information on the organization carrying out educational activities under educational programs of primary general, basic general, secondary general education» at the beginning of the 2023/24 academic year]. Ministry of education of the Russian Federation. 2023. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/dd4cf021660425786495d744405367f0/?ysclid=lztpg4clnd880426369 (accessed 14.08.2024).

Vasil’eva, L.V., Lebedev, K.V. and Sumenova, E.S. (2021). [Medium-term forecast of the age structure of teachers in secondary schools in the Russian Federation]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. Vol. 23, no. 2, pp. 140–169. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-140-169

Volegov, V.S. (2023). [The number of young teachers and the indicators of socio-economic development of the regions]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 579–591. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-579-591

Zair-Bek, S.I., Mertsalova, T.A., Anchikov, K.M. (2020). [Personnel of school education: opportunities and deficits]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya: informatsionno-analiticheskie materialy po rezul’tatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledovaniy [Information and analytical materials of Monitoring the education economy based on the results of statistical and sociological surveys]. HSE University, no. 18. Available at: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/release_18_2020.pdf (accessed 12.06.2024).

Загрузки

Опубликован

14-04-2025

Выпуск

Раздел

Статьи