Сравнительный анализ показателей воспроизводства педагогических кадров: кейс Пермского края
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-1-125-138Ключевые слова:
педагогические кадры, воспроизводство социально-профессиональной структуры, общее образование, Пермский край, территориальная структура, молодые педагоги, величина педагогического стажаАннотация
Статья посвящена анализу показателей воспроизводства кадровой структуры в системе общего образования. Авторы обращают внимание на формирование валидных и адекватных показателей, характеризующих процесс воспроизводства педагогических кадров на уровне образования. Важность подобных данных обосновывается нарастанием кадровой напряженности, характерной для отечественно рынка труда, а также фиксируемом росте среднего возраста педагогических работников и росте числа вакантных ставок. На основании анализа сложившихся в научной практике эмпирических подходов авторы делаю вывод о наличии серьезных различий в воспроизводстве учительских кадров в различных территориальных условиях, в первую очередь — разнице между городскими и сельскими школами, а также между школами, расположенными в районах с различными экономическими условиями. Для уточнения структуры педагогических кадров в статье используется несколько источников, включая данные официального статистического наблюдения Министерства просвещения РФ, а также данные контент-анализа сайтов образовательных организаций Пермского края, содержащие сведения о кадровом составе. Сопоставление данных, полученных из указанных источников, показало, что наиболее существенные различия в структуре педагогических кадров определяются не типом населенного пункта, в котором расположена школа, а расположением школы в региональной столице или вне ее. Так, школы, расположенные в г. Перми, существенно отличаются по средней величине педагогического стажа и большей доле педагогов со стажем до 5 лет. Более того, именно в этих школах чаще используется практика привлечения сотрудников без профильного педагогического образования. Еще один вывод, сделанный в статье, касается необходимости расширения диапазона педагогического стажа, используемого в статистических наблюдениях, т.к. установленная планка в 20 и более лет не отражает реального распределения и показатели центральной тенденции.Библиографические ссылки
Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Какие кадры работают в школах России? // Народное образование. 2017. № 3–4(1461). С. 65–79.
Актуальный реестр организаций для НОКО 2023 г. / Министерство образования и науки Пермского края. 2023. URL: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/283869/ (дата обращения: 14.09.2024).
Андреев К.Д., Демьянова А.В., Лола И.С., Покровский С.И., Рябова А.Д., Усов Н.А. Рынок труда отдельных отраслей экономики России: текущая ситуация и ожидаемый фокус перемен. I квартал 2024 года. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 53 с.
Буренина Н.Б., Яцык Ю.Ю. Подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6(16), вып. 1. С. 135–144.
Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы Приморского края: кадровый голод (сравнительный анализ) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 64–69.
Васильева Л.В., Лебедев К.В., Суменова Е.С. Среднесрочный прогноз возрастной структуры педагогических работников общеобразовательных школ в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 2. С. 140–169. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-140-169
Волегов В.С. Численность молодых учителей и показатели социально-экономического развития регионов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 4. С. 579–591. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-579-591
Гунжитова Г.Х.Ц. Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. № 2. С. 60–65.
Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18 / НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/release_18_2020.pdf (дата обращения: 08.07.2023).
Осипова О.П., Горохов С.А. Педагогические кадры на локальном рынке труда: проблемы и дефициты (на примере Дальневосточного Федерального Округа) // Наука и школа. 2021. № 2. С. 136–146. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463x-2021-2-136-146
Пиньковецкая Ю.С. Возрастная структура педагогического персонала общеобразовательных школ в регионах России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 2(77). С. 99–112. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003
Пиньковецкая Ю.С. Оценка доли мужчин в численности педагогических работников в школах // Статистика и экономика. 2022. Т. 19, № 2. С. 43–51. DOI: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51
Подстрешная В.А., Лактионов В.В. Актуальные проблемы сельского учителя (на основании опроса учителей Подгоренского района Воронежской области) // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, декабрь 2018) / под ред. Ю.Ф. Эльзессера. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 51–53.
Распоряжение Правительства РФ от 23 октября 2015 г. № 2145-р «О программе “Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях” на 2016–2025 годы». URL: http://government.ru/docs/all/103979/ (дата обращения: 05.10.2024).
Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года / Министерство просвещения Российской федерации. 2023. URL.: https://docs.edu.gov.ru/document/dd4cf021660425786495d744405367f0/?ysclid=lztpg4clnd880426369 (дата обращения: 14.08.2024).
Хуснутдинова М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение Российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 38–48. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406
Чуркин К.А., Нуриева Л.М., Киселев С.Г. К вопросу о потребности в педагогических кадрах // Экономика образования. 2014. № 4. С. 11–21.
Nguyen T.D., Lam Ch.B., Bruno P. Is there a national teacher shortage? A systematic examination of reports of teacher shortages in the United States // EdWorkingPaper. 2022. No. 22–631. URL: https://edworkingpapers.com/sites/default/files/ai22-631.pdf (accessed: 18.09.2024). DOI: https://doi.org/10.26300/76eq-hj32
Pennington McVey K., Trinidad J. Nuance in the noise: the complex reality of teacher shortages / Bellwether Education Partners. 2019. 87 p. URL: https://bellwether.org/wp-content/uploads/2019/01/Nuance-In-The-Noise_Bellwether.pdf (accessed: 18.09.2024).
Sibieta L. Teacher shortages in England: analysis and pay options / Economic Policy Institute. 2020. 50 p. URL: https://epi.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/Teacher-shortages-and-pay_2020_EPI.pdf (accessed: 18.09.2024).
References
Aktual’nyy reestr organizatsiy dlya NOKO 2023 g. [Current register of organizations for NOKO 2023]. Ministry of education and science of Perm Krai. 2023. Available at: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/283869/ (accessed 14.09.2024).
Andreev, K.D., Dem’yanova, A.V., Lola, I.S., Pokrovsky, S.I., Ryabova, A.D. and Usov, N.A. (2024). Rynok truda otdel’nykh otrasley ekonomiki Rossii: tekuschaya situatsiya i ozhidaemyy fokus peremen. I kvartal 2024 goda [The labor market of individual sectors of the Russian economy: the current situation and the expected focus of change. 1st quarter of 2024]. Moscow: HSE Publ., 53 p.
Avraamova, E.M. and Loginov, D.M. (2017). [What kind of personnel work in Russian schools?]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. No. 3–4 (1461), pp. 65–79.
Burenina, N.B. and Yatsyk, Yu.Yu. (2020). [Approaches to solving the problem of personnel shortage in rural schools of the Republic of Crimea]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and Ecogeodynamics of Regions]. Vol. 6(16), iss. 1, pp. 135–144.
Burkova, I.N., Kvashko, L.P. and Repsh, N.V. (2022). [Schools in Primorsky Krai: teaching staff shortage (comparative analysis)]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 11(213), pp. 64–69.
Churkin, K.A., Nurieva, L.M. and Kiselev, S.G. (2014). [On the issue of the need for teaching staff]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education]. No. 4, pp. 11–21.
Gunzhitova, G.Kh.Ts. (2015). [The structure of demand for teaching staff in the labor market of the Republic of Buryatia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment [BSU Bulletin. Economy and Management]. No. 2, pp. 60–65.
Khusnutdinova, M.R. (2017). [Social status of the teaching profession: self-determination of Russian teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 22, no. 4, pp. 38–48. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406
Nguyen, T.D., Lam, Ch.B. and Bruno, P. (2022). Is there a national teacher shortage? A systematic examination of reports of teacher shortages in the United States. EdWorkingPaper. No. 22–631. Available at: https://edworkingpapers.com/sites/default/files/ai22-631.pdf (accessed 18.09.2024). DOI: https://doi.org/10.26300/76eq-hj32
Osipova, O.P. and Gorokhov, S.A. (2021). [Pedagogical personnel in the local labor market: problems and deficits (on the example of the Far Eastern Federal District)]. Nauka i shkola [Science and School]. No. 2, pp. 136–146. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463x-2021-2-136-146
Pennington McVey, K. and Trinidad, J. (2019). Nuance in the noise: the complex reality of teacher shortages. Bellwether Education Partners, 87 p. Available at: https://bellwether.org/wp-content/uploads/2019/01/Nuance-In-The-Noise_Bellwether.pdf (accessed 18.09.2024).
Pinkovetskaya, Yu.S. (2022). [Age structure of teachers of secondary schools in Russian regions]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin]. No. 2(77), pp. 99–112. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003
Pinkovetskaya, Yu.S. (2022). [Assessment of the proportion of men in the number of teaching staff in schools]. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics]. Vol. 19, no. 2, pp. 43–51. DOI: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51
Podstreshnaya, V.A. and Laktionov, V.V. (2019). [Actual problems of a rural teacher (based on a survey of teachers in the Podgorensky district of the Voronezh region)]. Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII «Natsrazvitie» (Sankt-Peterburg, dekabr’ 2018) [Conference materials of the State Research Institute «Natsrazvitie» (Saint Petersburg, December 2018)]. St. Petersburg: SRI «Natsrazvitie» Publ., pp. 51–53.
Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossii ot 23 oktyabrya 2015 g. № 2145-r «O programme “Sodeystvie sozdaniyu v sub’ektakh Rossiyskoy Federatsii (iskhodya iz prognoziruemoy potrebnosti) novykh mest v obscheobrazovatel’nykh organizatsiyakh” na 2016–2025 gody» [Order of the Government of the Russian Federation of October 23, 2015 No. 2145-r «On the program “Assistance in the creation of new places in general education organizations in the constituent entities of the Russian Federation (based on the projected need)” for 2016-2025»]. Available at: http://government.ru/docs/all/103979/ (accessed 05.10.2024).
Sibieta, L. (2020). Teacher shortages in England: analysis and pay options. Economic Policy Institute, 50 p. Available at: https://epi.org.uk/wp-content/uploads/2020/02/Teacher-shortages-and-pay_2020_EPI.pdf (accessed 18.09.2024).
Svedeniya po forme federal’nogo statisticheskogo nablyudeniya № OO-1 «Svedeniya ob organizatsii, osuschestvlyayuschey obrazovatel’nuyu deyatel’nost’ po obrazovatel’nym programmam nachal’nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya» na nachalo 2023/24 uchebnogo goda [Information on the federal statistical observation form No. OO-1 «Information on the organization carrying out educational activities under educational programs of primary general, basic general, secondary general education» at the beginning of the 2023/24 academic year]. Ministry of education of the Russian Federation. 2023. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/dd4cf021660425786495d744405367f0/?ysclid=lztpg4clnd880426369 (accessed 14.08.2024).
Vasil’eva, L.V., Lebedev, K.V. and Sumenova, E.S. (2021). [Medium-term forecast of the age structure of teachers in secondary schools in the Russian Federation]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. Vol. 23, no. 2, pp. 140–169. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-140-169
Volegov, V.S. (2023). [The number of young teachers and the indicators of socio-economic development of the regions]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 579–591. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-579-591
Zair-Bek, S.I., Mertsalova, T.A., Anchikov, K.M. (2020). [Personnel of school education: opportunities and deficits]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya: informatsionno-analiticheskie materialy po rezul’tatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledovaniy [Information and analytical materials of Monitoring the education economy based on the results of statistical and sociological surveys]. HSE University, no. 18. Available at: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/release_18_2020.pdf (accessed 12.06.2024).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.