Саморегуляция и субъектность: пересечение систем

Психология

Авторы

  • Алексей Юрьевич Калугин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Елена Николаевна Митрофанова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Андрей Александрович Скорынин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-1-76-85

Ключевые слова:

субъект, субъектность, саморегуляция, системы, моделирование структурными уравнениями

Аннотация

В статье на эмпирическом уровне предпринята попытка соотнести между собой феномены субъектности и саморегуляции. Как показывают теоретические и эмпирические исследования, данные феномены тесно связаны. Однако нет однозначного понимания их соотношения: является ли саморегуляция частью субъектности, представляет ли самостоятельный феномен или имеет место пересечение систем? При этом субъектность видится нам как более фундаментальное явление, поэтому субъектность не рассматривалась как часть саморегуляции. В эмпирическом исследовании строились и тестировались несколько альтернативных моделей: 1) модель, предполагающая, что субъектность и саморегуляция представляют единый феномен (однофакторная); 2) модель, предполагающая, что саморегуляция является компонентом субъектности; 3) модель, предполагающая, что субъектность и саморегуляция — два независимых феномена; 4) модель, предполагающая взаимосвязь субъектности и саморегуляции; 5) модель, предполагающая пересечение систем, при котором субъектность использует отдельные свойства саморегуляции, а саморегуляция использует отдельные свойства субъектности, при этом оба феномена понимаются как самостоятельные. Приоритет отдавался последней модели. Проверка согласованности моделей эмпирическим данным осуществлялась на выборке 184 чел. в возрасте от 15 до 53 лет (M = 20.49, SD = 7.34), из них 104 женщин и 80 мужчин. Преимущественно это были студенты вузов и ссузов. Использовались методики «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М.А. Щукиной и опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020». Основным статистическим методом было моделирование структурными уравнениями. Наиболее согласованной с данными оказалась модель пересекающихся систем.

Биографии авторов

Алексей Юрьевич Калугин, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии

Елена Николаевна Митрофанова, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии

Андрей Александрович Скорынин, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

старший преподаватель кафедры практической психологии

Библиографические ссылки

Брушлинский А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 г.) // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 15–17.

Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А. и др. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2012. 246 с.

Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Индивидуально-интеллектуальные интеграции человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2021. 279 с. DOI: https://doi.org/10.38098/mng_21_0438

Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Эмпирическая психология индивидуально-интеллектуальных интеграций. М.: Ин-т психологии РАН, 2024. 290 с.

Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9, № 4. С. 97–101. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Konopkin (дата обращения: 21.07.2024).

Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 57–82.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. 2-е изд. М.: Наука, 2012. 519 с.

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 4. С. 155–167.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.

Осницкий А.К. Регуляторный опыт — основа субъектной активности человека // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, № 2. С. 17–34.

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. 352 с.

Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2(5). С. 1178–1182.

Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 19 с.

Щукина М.А. Психология саморазвития личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. 348 с.

Awang Z. Structural equation modeling using Amos Graphic. Shah Alam, MY: University Technology MARA Press, 2012. 167 p.

Bentler P.M., Satorra A. Testing model nesting and equivalence // Psychological Methods. 2010. Vol. 15, iss. 2. P. 111–123. DOI: https://doi.org/10.1037/a0019625

Brosseau-Liard P.E., Savalei V. Adjusting incremental fit indices for nonnormality // Multivariate Behavioral Research. 2014. Vol. 49, iss. 5. P. 460–470. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2014.933697

Brosseau-Liard P.E., Savalei V., Li L. An investigation of the sample performance of two nonnormality corrections for RMSEA // Multivariate Behavioral Research. 2012. Vol. 47, iss. 6. P. 904–930. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2012.715252

Brown T.A. Confirmatory factor analysis for applied research. N.Y.: The Guilford Press, 2015. 462 p.

Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 1999. Vol. 6, iss. 1. P. 1–55. DOI: https://doi.org/10.1080/10705519909540118

References

Awang, Z. (2012). Structural equation modeling using Amos Graphic. Shah Alam, MY: University Technology MARA Press, 167 p.

Bentler, P.M. and Satorra, A. (2010). Testing model nesting and equivalence. Psychological Methods. Vol. 15, iss. 2, pp. 111–123. DOI: https://doi.org/10.1037/a0019625

Brosseau-Liard, P.E. and Savalei, V. (2014). Adjusting incremental fit indices for nonnormality. Multivariate Behavioral Research. Vol. 49, iss. 5, pp. 460–470. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2014.933697

Brosseau-Liard, P.E., Savalei, V. and Li, L. (2012). An investigation of the sample performance of two nonnormality corrections for RMSEA. Multivariate Behavioral Research. Vol. 47, iss. 6, pp. 904–930. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2012.715252

Brown, T.A. (2015). Confirmatory factor analysis for applied research. New York: The Guilford Press, 462 p.

Brushlinskiy, A.V. (2003). [Psychology of the Subject (a lecture given to students, postgraduates and teachers of the Faculty of Psychology of Tver State University on October 19, 2001]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 24, no. 2, pp. 15–17.

Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2021). Individual’no-intellektual’nye integratsii cheloveka [Individual-intellectual integration of a person]. Moscow: IP RAS Publ., 279 р. DOI: https://doi.org/10.38098/mng_21_0438

Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2024). Empiricheskaya psikhologiya individual’no-intellektual’nykh integratsiy [Empirical psychology of individual-intellectual integrations]. Moscow: IP RAS Publ., 290 р.

Hu, L. and Bentler, P.M. (1999). Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. Vol. 6, iss. 1, pp. 1–55. DOI: https://doi.org/10.1080/10705519909540118

Konopkin, O.A. (2012). [Conscious self-regulation as a criterion of subjectness]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Practical Psychology of Education]. Vol. 9, no. 4, pp. 97–101. Available at: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Konopkin (accessed 21.07.2024).

Morosanova, V.I. (2012). Samoregulyatsiya i individual’nost’ cheloveka [Self-regulation and human individuality]. Moscow: Nauka Publ., 519 p.

Morosanova, V.I. (2022). [Psychology of conscious self-regulation: from origins to modern research]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychol-ogy]. Vol. 15, no. 3, pp. 57–82.

Morosanova, V.I. and Kondratyuk, N.G. (2020). [Questionnaire by V.I. Morosanova «Style of self-regulation of behavior – SSBM 2020»]. Voprosy psikhologii. Vol. 66, no. 4, pp. 155–167.

Osnitskiy, A.K. (1996). [Problems of studying subject activity]. Voprosy psikhologii. No. 1, pp. 5–19.

Osnitskiy, A.K. (2008). [Regulatory experience is the basis of human subjective activity]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psilhologiya [Theoretical and Experimental Psychology]. Vol. 1, no. 2, pp. 17–34.

Schukina, M.A. (2004). Osobennosti razvitiya sub’ektnosti lichnosti v podrostkovom vozraste: avtoref: dis. … kand. psikhol. nauk [Features of development of personality subjectness in adolescence: Abstract of Ph.D. dissertation]. St. Petersburg, 19 p.

Schukina, M.A. (2015). Psikhologiya samorazvitiya lichnosti [Psychology of self-development of personality]. St. Petersburg: SPbSU Publ., 348 р.

Sergienko, E.A., Vilenskaya, G.A. and Kovaleva Yu.V. (2010). Kontrol’ povedeniya kak sub’ektnaya regulyatsiya [Behavior control as subject regulation]. M: IP RAS Publ., 352 р.

Suvorova, O.V. (2011). [To the problem of criteria and structure of subjectiveness]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 13, no. 2(5), pp. 1178–1182.

Volkova, E.N., Suvorova, O.V., Dunaeva, N.I., Biryukova, L.A. et al. (2012). Razvitie sub’ektnosti v ontogeneze v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve obrazovaniya i sem’i [Development of subjectness in ontogenesis in the modern socio-cultural space of education and family]. Nizhny Novgorod: NGPU Publ., 246 p.

Загрузки

Опубликован

14-04-2025

Выпуск

Раздел

Статьи