Каким образом возможно коллективное экзистирование субъектов массовой музыки
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-1-38-51Ключевые слова:
экзистенциализм, социальная философия, массовое искусство, рок-музыка, музыкальная индустрия, субъект рок-музыки, социальная коммуникацияАннотация
Взрывное развитие массовой музыки во второй половине ХХ в. принято связывать с ростом популярности идей философов-экзистенциалистов (в первую очередь, Ж.П. Сартра и А. Камю), внесших в массовое сознание идеи бунта, подлинного существования, свободного выбора с последующей ответственностью за его результаты и конструирования сущности человека как результата его существования. Утверждение принципов подлинного человеческого существования как основания массового музыкального искусства оборачивается парадоксом совмещения экзистирования как самопознания конкретного субъекта и массового характера музыкального искусства, что заставляет рассмотреть гипотезы принципиальной возможности экзистирования масс. Эти гипотезы исходят из 1) всеобщности экзистенциальных переживаний, 2) запуска массового экзистенциального поиска как избыточного ответа на исторические и социокультурные процессы, 3) социализирующей природы экзистенциального переживания, 4) экзистенциального переживания как свойства определенного социально-психологического типа личности, 5) сопричастности экзистенций различных конкретных субъектов, утверждающей существование своего рода взаимного тяготения индивидов, открывших принципы подлинного существования. В процессе рассмотрения гипотез показано, что последняя содержит наименьшее количество допущений и провоцирует наименее парадоксальные выводы. Применительно к современной ситуации массовой музыки, рассмотренной на примере рок-музыки, она позволяет представить процессы художественной объективации экзистенциальных ценностей средствами рок-музыки как задачу и результат индивидуальной и коллективной человеческой деятельности, что позволяет расширить понятие субъекта производства и воспроизводства рок-музыки и уйти от традиционной героизации индивидуального субъекта, противопоставленного недружественному к нему миру, в сторону выявления отношений человека к миру, основанных на рациональных принципах, а также обосновывает современные диалогические содержательные формы массовой музыки, предназначенные для фиксации опыта субъективного переживания внешнего и внутреннего мира.Библиографические ссылки
Аполлонова Ю.С. Экзистенциальный опыт как предпосылка трансцендирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 9(419). С. 38–45. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2018-10906
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. 240 с.
Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа: сб. ст. М.: Республика, 1994. С. 229–316.
Ганжа А.Г. Культура как препятствие: размузыкаливание мира в гибридных дискурсах // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 1. С. 50–82. DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192x-2017-1-50-82
Горбачев А.В., Зинин И.В. Песни в пустоту: Потерянное поколение русского рока 90-х. М.: АСТ: Corpus, 2014. 448 с.
Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе / пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. 419 с.
Долтри Р. Моя история: пер. с англ. М.: АСТ, 2020. 352 с.
Доронин В.В. Фигуративный аспект одиночества рок-героя // Общество: философия, история, культура. 2019. № 8. URL: https://disk.yandex.ru/i/ti6yeLHuYlYkng (дата обращения: 06.03.2024). DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.27
Камю А. Письма немецкому другу // Камю А. Бунтующий человек / пер. с фр. А.М. Руткевича и др. М.: Политиздат, 1990. С. 101–118.
Касавина Н.А. По направлению к подлинности человеческого бытия (об экзистенциальной динамике в психологии) // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38, № 4. С. 150–162. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201338416
Коромыслов В.В. Проблема объективно-всеобщего в философии экзистенциализма // Теология. Философия. Право. 2021. № 2(16). С. 22–32.
Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 16–27. URL: https://iphras.ru/uplfile/philec/kuzmina/existential-experien.pdf (дата обращения: 07.03.2024).
Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 680 с.
Латышева Ж.В. Экзистенциалистская парадигма трансцендирования в социальной философии // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 1. С. 15–19.
Никитина О.Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах. СПб.: Гуманит. академия, 2011. 350 с.
Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с.
Полякова Н.В. Французский экзистенциализм: политическая философия в условиях национальной катастрофы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2015. № 3. С. 15–24.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / пер. с фр. А.А. Санина // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.
Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / пер. с фр. Н. Галь // Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. Цитадель. М.: АСТ, 2015. 608 с.
Сибрук Дж. Машина песен. Внутри фабрики хитов / пер. с англ. С. Кузнецовой. М.: Ad Marginem, 2022. 304 с.
Стракович Ю.В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Классика XXI, 2012. 368 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Шион М. Звук. Слушать, слышать, наблюдать / пер. с фр. И. Кушнаревой. М.: Новое лит. обозрение, 2021. 312 с.
Широкова Н.А. Постмодернистский текст в джазе (вторая половина ХХ и начало XXI вв.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 263–268.
Юрлова С.В. Бытийные аспекты массового искусства // Онтология искусства: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Л.А. Закса. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2005. С. 125–133.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Adorno T.W. On popular music // Cultural theory and popular culture: a reader / ed. by J. Storey. 2nd ed. Athens, GA: University of Georgia Press, 1998. P. 197–209.
Cutler Ch. Rock in Opposition (1978) / Chris Cutler: official site. URL: http://www.ccutler.co.uk/rioartbearsff.htm (accessed: 06.03.2024).
References
Adorno, T.W. (1998). On popular music. J. Storey. (ed.) Cultural theory and popular culture: a reader. 2nd ed. Athens, GA: University of Georgia Press, pp. 197–209.
Apollonova, Yu.S. (2018). [Existential experience as a prerequisite for transcending]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. No. 9(419), pp. 38–45. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2018-10906
Benjamin, W. (1996). Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti [The work of art in the age of mechanical reproduction]. Moscow: Medium Publ., 240 p.
Berdyaev, N.A. (1994). [Solitude and society]. Berdyaev N.A. Filosofiya svobodnogo dukha [Berdyaev N.A. Freedom and the spirit]. Moscow: Respublika Publ., pp. 229–316.
Camus, A. (1990). [Letters to a German friend]. Kamyu A. Buntuyuschiy chelovek [Camus A. The rebel]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 101–118.
Chion, M. (2021). Zvuk. Slushat’, slyshat’, nablyudat’ [Sound. Listen, hear, observe]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 312 p.
Cutler, Ch. (1978). Rock in opposition. Chris Cutler: official site. Available at: http://www.ccutler.co.uk/rioartbearsff.htm (accessed 06.03.2024).
Daltrey, R. (2020). Moya istoriya [Thanks a lot, Mr, Kibblewhite: My story]. Moscow: AST Publ., 352 p.
Dilthey, W. (2004). Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 3: Postroenie istoricheskogo mira v naukakh o dukhe [Collected works: in 6 vols. Vol. 3: The formation of the historical world in the human sciences]. Moscow: Tri kvadrata Publ., 419 p.
Doronin, V.V. (2019). [The figurative aspect of rock hero’s loneliness]. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura [Society: Philosophy, history, culture]. No. 8. Available at: https://disk.yandex.ru/i/ti6yeLHuYlYkng (accessed 06.03.2024). DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.27
Frankl, V. (1990). Сhelovek v poiskakh smysla [Man’s search for ultimate meaning]. Moscow: Progress Publ., 368 p.
Ganzha, A.G. (2017). [Culture as obstacle: Demusicalization of the world in the hybrid discourses of the effects of music]. Sotsiologicheskoe obozrenie [The Russian Sociological Review]. Vol. 16, no. 1, pp. 50–82. DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192x-2017-1-50-82
Gorbachev, A.V. and Zinin, I.V. (2014). Pesni v pustotu: Poteryannoe pokolenie russkogo roka 90-kh [Songs into the void. The lost generation of 90s Russian rock music]. Moscow: AST Publ., Corpus Publ., 448 p.
Jaspers, K. (1991). Smysl i naznachenie istorii [The origin and goal of history]. Moscow: Politizdat Publ.,527 p.
Kasavina, N.A. (2013). [Towards the authenticity of human existence (on existential dynamics in psychology)]. Epistemology & Philosophy of Science. Vol. 38, no. 4, pp. 150–162. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201338416
Kierkegaard, S. (2005). Zaklyuchitel’noe nenauchnoe posleslovie k «Filosofskim krokham» [Concluding unscientific postscript to the «Philosophical fragments»]. St. Petersburg: SPbSU Publ., 680 p.
Koromyslov, V.V. (2021). [The problem of the objectively-universal in the philosophy of existentialism]. Teologiya. Filosofiya. Pravo [Theology. Philosophy. Law]. No. 2(16), pp. 22–32.
Kuz’mina, T.A. (2007). [Existential experience and philosophy]. Voprosy filosofii. No. 12, pp. 16–27. Available at: https://iphras.ru/uplfile/philec/kuzmina/existential-experien.pdf (accessed 07.03.2024).
Latysheva, Zh.V. (2016). [Existentialist paradigm of transcending in social philosophy]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University]. No. 1, pp. 15–19.
Nikitina, O.E. (2011). Biograficheskie mify o russkikh rok-poetakh [Biographical myths about Russian rock poets]. St. Petersburg: Gumanitarnaya akademiya Publ., 350 p.
Pascal, B. (1995). Mysli [Thoughts]. Moscow: Sabashnikov Publ., 480 p.
Polyakova, N.V. (2015). [French existentialism: political philosophy in the conditions of national catastrophe]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 6. Political science. International relations]. No. 3, pp. 15–24.
Saint-Exupery, A. de. (2015). [The little prince]. Sent-Ekzyuperi A. de. Malen’kiy prints. Tsitadel’ [Saint-Exupery, A. de. The little prince. Citadel]. Moscow: AST Publ., 608 с.
Sartre, J.-P. (1989). [Existentialism is a humanism]. Nitsshe F., Freyd Z., Fromm E., Kamyu A., Sartr Zh.-P. Sumerki bogov [Nietzsche F., Freud Z., Fromm E., Camus A., Sartre J.-P. Twilight of the gods]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 319–344.
Seabrook, J. (2022). Mashina pesen. Vnutri fabriki khitov [The song machine. Inside the hit factory]. Moscow: Ad Marginem Publ., 304 p.
Shirokova, N.A. (2011). [Postmodernist text in jazz (the second half of 20th – the beginning of 21st centuries)]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No. 127, pp. 263–268.
Strakovich, Yu.V. (2012). Tsifrolyutsiya. Chto sluchilos’ s muzykoy v XXI veke [Digitalution. What happened to music in the 21st century?] Moscow: Klassika XXI Publ., 368 p.
Yurlova, S.V. (2005). [The existential aspects of mass art]. Ontologiya iskusstva, sost. i nauch. red. L.A. Zaksa [L.A. Zaks (ed.) The ontology of art]. Yekaterinburg: Humanitarian University Publ., pp. 125–133.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.