ВЕРБАЛЬНАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА FOREIGNER В «MIGRANTS IN THE UK: AN OVERVIEW»
Авторы
Светлана Викторовна Шустова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Арина Вячеславовна Маришкина
Ольга Николаевна Путина
Ключевые слова:
концепт, FOREIGNER, семантический модуль, семантическое поле, английский язык, миграционная лингвистика, «Migrants in the UK: An Overview»
Аннотация
В предлагаемой статье изучаются вопросы актуализации концепта FOREIGNER на материале английского языка. Авторы рассматривают концепт как представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами, разделяя позицию ведущих исследователей в отношении дефиниции этого понятия. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц-репрезентантов концепта. Авторы разрабатывают семантическое поле актуализации данного концепта на основе выделения семантических модулей как смысловых фрагментов действительности. Актуализация концепта FOREIGNER была рассмотрена на материале политического миграционного дискурса, а именно отчета, опубликованного на сайте Миграционной обсерватории Соединенного Королевства Великобритании, «Migrants in the UK: An Overview». Этот отчет основывается на данных ежегодного опроса населения Соединенного Королевства и приводится с целью информирования общества о проблеме миграции. В отчете кроме такой номинанты как мигрант встретились также и другие номинанты: негражданин Соединенного Королевства, рожденный в ЕС-2, ЕС-8, ЕС-14 и многие другие. Для анализа, уточнения семантического объема актуализаторов концепта привлекались словари английского языка. Работа осуществляется в рамках миграционной лингвистики и когнитивной семантики, которая рассматривается как общая теория концептуализации и категоризации, теория того, как человек воспринимает окружающий мир и как его опыт познания реализуется в значениях языковых выражений. В рамках этой теории человеку как познающему субъекту, носителю когниции, приписывается активная роль в формировании значений языковых единиц: человек формирует значения, а не получает их в готовом виде, а также активная роль в выборе языковых средств выражения для описания той или иной ситуации и в понимании мотивов этого выбора.