«ПРОШУ МОЕЙ ПРОСЬБЕ НЕ ОТКАЗАТЬ»: ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАБФАКОВЦЕВ 1920-Х ГОДОВ В ИХ ОБРАЩЕНИЯХ К ВЛАСТИ

Авторы

  • E. S. Studenikina

Ключевые слова:

рабочий факультет (рабфак), студенты, письма «во власть», 1920-е гг., вуз

Аннотация

На материалах обращений студентов «во власть» демонстрируется ситуация на рабфаках в начальный период их существования. Проанализированы ранее не опубликованные письма рабфаковцев, отложившиеся в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального архива историко-политических документов Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива историко-политических документов Республики Татарстан, Управления архива муниципального образования города Новороссийска. Выделены три основных этапа жизни рабфаковцев: поступление, учеба, выпуск и переход в вуз, а также типичные ситуации и проблемы, возникавшие на каждом из них. Ситуации, фигурирующие в письмах, соотнесены с темами широкой общественной дискуссии 1920-х гг., которая отражена в материалах прессы тех лет. Определены общие темы: перегруженность учебной и общественной работой, тяжелые условия жизни, ухудшение состояния здоровья, необходимость дополнительно трудиться и пр. Выявлены вопросы, связанные с индивидуальной ситуацией конкретного студента и не затрагивающие системные проблемы рабфаков. Студенты обращались к лицам, располагавшим нужными управленческими ресурсами, по поводу невозможности получить направление на рабфак, перевода в другой вуз по семейным обстоятельствам, при разочаровании в профессии, для оправдания себя, для защиты товарища и т.д. Судя по материалам архивов, количество писем студентов «во власть» значительно увеличивалось после каждой «чистки», но проблема отчисления была далеко не единственной. Письма рабфаковцев «во власть» позволяют составить представление не только об особенностях учебы на рабфаке, но и о жизни студенчества того времени, взаимоотношениях учащихся и восприятии пролетарской молодежью системы высшего образования.

Библиографические ссылки

Андреев Д.А. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации // Социол. журнал. 2007. № 2. С. 156–166.

Андреев Д.А. Пролетаризация высшей школы. Новый студент как инструмент образовательной политики // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х– 1930-е годы) / отв. ред. А. Дмитриев. М.: Нов. лит. обозрение, 2012. С. 494–523.

Аюбова Ш.И. Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 1 (10). С. 11–14.

Барунов В.Ю. Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции в начале НЭПа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 4.

С. 60–62.

Власова О.В. От рабочего факультета до факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность // Гуманит. науки. 2013. № 2 (10). С. 92–96.

Горбушина Е.И. К истории развития рабочих факультетов в Волго-Вятском регионе в 1920–1930-е гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4–3. С. 123–127.

Кривоноженко А.Ф. Рабочие факультеты в контексте парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 3 (15). С. 90–96.

Кривоноженко А.Ф. Деятельность рабочего факультета Петроградского университета в 1919–1922 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. № 4. С. 166–171.

Лившин А.Я., Орлов И.Б. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917–1927 годов // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 79–87.

Матагова Х.А. К истории становления рабочего факультета при Грозненском нефтяном практическом институте в 1920-е годы // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 1 (149). С. 60–62.

Нагорная С.В., Остапенко В.М. Студенты медицинских факультетов РСФСР в 20-е годы ХХ века // Российская академия медицинских наук. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013. № S1. С. 149–151.

Неруш В.О. «Северный рабфак» и коренные малочисленные народы Севера в 1920-е гг.: проект и его реализация // Гуманит. акцент. 2020. № 1. С. 39–44.

Панин Е.В. Становление системы национальных рабфаков в Советской России // Известия Московского государственного технического университета . 2013. Т. 6, № 1 (15). С. 113–116.

Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Нов. лит. обозрение, 2014. 640 с.

Рожков А. Ю., Мамонтова О. А. Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1. С. 85–93.

Сергачев И. А. История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919–1930 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2006. 26 с.

Стребкова Н.В. Рабочие факультеты как инструмент становления системы советского высшего образования в 1920–1930-е годы (на примере высших учебных заведений г. Саратова) // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 3(5). С. 6–11.

Хадимуллин Р.Р., Хадимуллина Э.Д. История создания и деятельность рабочих факультетов в Башкирии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 3 (49). С. 328–331.

References

Andreev, D.A. (2007), “Soviet students of the first half of the 1920s: features of self-presentation”, Sotsiolog-icheskyi zhurnal, № 2, pp. 156–166.

Andreev, D.A. (2012), “The proletarianization of higher education. New student as an educational policy tool”, in Raspisanie peremen: Ocherki istorii obrazovatel'noy i nauchnoj politiki v Rossiyskoy imperii – SSSR (konets 1880-h – 1930-e gody) [Timeline of changes: Essays on the history of educational and scientific policy in the Russian Empire - USSR (late 1880s – 1930s)], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, pp. 494–523.

Ayubova, Sh.I. (2010), “The role of working faculties in the formation of a new intelligentsia from among the workers and peasants of Dagestan”, Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki, № 1 (10), pp. 11–14.

Barunov, V.Y. (2010), “The role of working faculties in the formation of a new intelligentsia at the beginning of NEP”, Vestnik KGU im. Nekrasova, № 4, pp. 60–62.

Gorbushina, E.I. (2011), “On the history of the development of working faculties in the Volga-Vyatka region in the 1920s and 1930s”, Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, № 4-3, pp. 123–127.

Hadimullin, R.R. & E.D. Hadimullina (2015), “History of creation and activity of working faculties in Bashkir-ia”, Problemy istorii, filologii, kul'tury, № 3 (49), pp. 328–331.

Krivonozhenko, A.F. (2012), “Activity of the working faculty of Petrograd University in 1919–1922”, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, № 4, pp. 166–171.

Krivonozhenko, A.F. (2016), «Working faculties in the context of the continuing education paradigm”, Nepre-ryvnoe obrazovanie: XXI vek, № 3 (15), pp. 90–96.

Livshin, A.YA. & I.B. Orlov (1999), “Power and people: "signals from places" as a source on the history of Rus-sia in 1917–1927”, Obshchestvennye nauki i sovremennost', № 2, pp. 79–87.

Matagova, H.A. (2009), “On the history of the formation of the working faculty at the Grozny oil practical Insti-tute in the 1920s”, Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki, № 1 (149), pp. 60–62.

Nagornaya, S.V. & V.M. Ostapenko (2013), “Students of medical faculties of the RSFSR in the 1920s”, Ros-siyskaya akademiya meditsinskih nauk. Byulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta ob-shchestvennogo zdorov'ya, № S1, pp. 149–151.

Nerush, V.O. (2020), “Severny rabfak and small indigenous peoples of the North in the 1920s: project and its implementation”, Gumanitarnyy aktsent, № 1, pp. 39–44.

Panin, E.V. (2013), “Formation of the system of national labor unions in Soviet Russia”, Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta MAMI, T. 6, № 1 (15), pp. 113–116.

Rozhkov, A.Yu. & O.A. Mamontova (2019), “Letters to the authorities as a historical source of students` social problems in Soviet Russia in the 1920s”, Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, № 1, pp. 85–93.

Rozhkov, A.Yu. (2014), V krugu sverstnikov: Zhiznenny mir molodogo cheloveka v Sovetskoy Rossii 1920-h godov [Among the age mates: youth life in Soviet Russia of 1920s], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 640 p.

Sergachev, I. A. (2006), Istoriya sozdaniya i deyatel'nost' rabochih fakul'tetov v vuzah Tsentral'nogo Cherno-zem'ya: 1919–1930 [History of creation and activity of working faculties in higher education institutions of the Central Chernozem region: 1919–1930], Extended abstract of PhD dissertation, Voronezh, Russia, 26 p.

Strebkova, N.V. (2017), “Working faculties as a tool for the formation of the Soviet system of higher education in the 1920s and 1930s (in terms of higher educational institutions in Saratov)”, Vestnik BelIRO, № 3(5),

pp. 6–11.

Vlasova, O.V. (2013), “From the working faculty to the faculty of pre-University training: evolution and conti-nuity”, Gumanitarnye nauki, № 2 (10), pp. 92–96.

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Как цитировать

Studenikina, E. S. (2020). «ПРОШУ МОЕЙ ПРОСЬБЕ НЕ ОТКАЗАТЬ»: ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАБФАКОВЦЕВ 1920-Х ГОДОВ В ИХ ОБРАЩЕНИЯХ К ВЛАСТИ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 50(3), 175–185. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3908