«Если гражданин СССР не будет знать конституцию, то ему угрожает суд». Сталинский миф в зеркале школьной ошибки

Авторы

  • A.V. Chashchukhin Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова:

сталинизм, школа, учебный текст, сталинский миф, дискурс, габитус, эксперт

Аннотация

Изучаются способы трансляции и освоения идеологии в сталинской школе. Использование материалов партийных и ведомственных проверок позволяет реконструировать детские представления о политической сфере, способы оценивания знаний официальными экспертами. Сталинский миф как особый тип социальной реальности обнаруживал неустранимые разрывы в способе освоения и репрезентации мира. Главным противоречием в обучении становился разрыв между образным (наивным, визуальным) и текстовым пониманием мира.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Holmes L.Е. Stalin’s School: Moscow’s Model School No. 25, 1931-1937. Pittsburgh, 1999.

: Незамеченный термидор. Очерки провинциального быта, 2-е изд., доп./ О. Лейбович, А. Колдушко, В.Шабалин, А. Чащухин, А. Кимерлинг, А.Казанков, А. Бушмаков. Пермь., 2012

Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // П.Бурдье. Социология социального пространства, М; СПб., 2005.

Геллер Л., Боден А. Институциональный комплекс соцреализма // Соцреалистический канон. / под общ.ред. Гюнтера Х., Добренко Е.. М., 2000.

Добренко Е. Политэкономия соцреализма. М., 2007.

Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 – 1953. М., 2000.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

Келли К. Товарищ Павлик: взлет и падение советского мальчика-героя. М., 2009.

Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М., 1996.

Лейбович О.Л. В городе М. М., 2008. С.177–201.

Орлова Г. Овладеть пространством: физическая география в советской школе (1930–60-е гг). // Визуальные и культурные иследования: предмет, методы и дидактические стратегии. URL: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=147 (дата обращения: 10.06.2013).

Ромашова М.В. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение. // Какорея. Из истории детства в России и в других странах: сб. ст. и матер.: Тр. семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 1. М. – Тверь, 2008.

Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.– М., 2002.

Чащухин А.В. «Вынужден защищаться теми методами, какие мне достаются»: вопросы языкознания в школьных конфликтах начала 1950-х // Отечественные записки, 2012. № 1.

Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: советский художник в годы позднего сталинизма. Пермь, 2007.

Янковская Г.А. Историографические образы позднего сталинизма // Астафьевские чтения (ноябрь 2008): Время «веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь; 2009.

References

Holmes L.E. Stalin’s School: Moscow’s Model School No. 25, 1931-1937. Pittsburgh, 1999.

: Nezamechennyy termidor. Ocherki provintsial'nogo byta, 2-e izd., dop./ O. Leybovich, A. Koldushko,

V.Shabalin, A. Chashchukhin, A. Kimerling, A.Kazankov, A. Bushmakov. Perm'., 2012.

Balashov E.M. Shkola v rossiyskom obshchestve 1917–1927 gg. Stanovlenie «novogo cheloveka». SPb., 2003.

Burd'e P. Sotsial'noe prostranstvo i simvolicheskaya vlast' // P.Burd'e. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva, M; SPb.,

Geller L., Boden A. Institutsional'nyy kompleks sotsrealizma // Sotsrealisticheskiy kanon. / pod obshch.red. Gyuntera

Kh., Dobrenko E.. M., 2000.

Dobrenko E. Politekonomiya sotsrealizma. M., 2007.

Zubkova E. Yu. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. 1945 – 1953. M., 2000.

Ionin L.G. Sotsiologiya kul'tury: put' v novoe tysyacheletie. M., 2000.

Kelli K. Tovarishch Pavlik: vzlet i padenie sovetskogo mal'chika-geroya. M., 2009.

Kozlova N.N. Gorizonty povsednevnosti sovetskoy epokhi: Golosa iz khora. M., 1996.

Leybovich O.L. V gorode M. M., 2008. S.177–201.

Orlova G. Ovladet' prostranstvom: fizicheskaya geografiya v sovetskoy shkole (1930–60-e gg). // Vizual'nye I kul'turnye isledovaniya: predmet, metody i didakticheskie strategii. URL: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=147 (data obrashcheniya: 10.06.2013).

Romashova M.V. Veshchi i slova sovetskogo detstva 1940-1950-kh gg.: provintsial'noe izmerenie // Kakoreya. Iz istorii detstva v Rossii i v drugikh stranakh: sb. st. i mater.: Tr. seminara RGGU «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Vyp. 1. M. – Tver', 2008.

Kharkhordin O. Oblichat' i litsemerit': genealogiya rossiyskoy lichnosti. SPb.– M., 2002.

Chashchukhin A.V. «Vynuzhden zashchishchat'sya temi metodami, kakie mne dostayutsya»: voprosy yazykoznaniya v shkol'nykh konfliktakh nachala 1950-kh // Otechestvennye zapiski, 2012. № 1.

Yankovskaya G.A. Iskusstvo, den'gi i politika: sovetskiy khudozhnik v gody pozdnego stalinizma. Perm', 2007.

Yankovskaya G.A. Istoriograficheskie obrazy pozdnego stalinizma // Astaf'evskie chteniya (noyabr' 2008): Vremya «veselogo soldata»: tsennosti poslevoennogo obshchestva i ikh osmyslenie v sovremennoy Rossii. Perm', 2009.

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Как цитировать

Chashchukhin, A. (2020). «Если гражданин СССР не будет знать конституцию, то ему угрожает суд». Сталинский миф в зеркале школьной ошибки. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, (3), 144–154. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3770