Понять повседневность: эвристический потенциал концепции в исследованиях советской эпохи

Авторы

  • A. I. Kazankov Пермский государственный институт культуры
  • O. L. Leibovich Пермский государственный институт культуры

Ключевые слова:

методология истории, концепция повседневности, советская история, Э. Гуссерль

Аннотация

Исследуются эвристические возможности концепции повседневности в историческом исследовании и определяется ее место в историографической традиции. Повседневность в терминах философской парадигмы Э. Гуссерля рассматривается как категория гуманитарного, в частности исторического, знания, описывающего наличные, опривыченные, не нуждающиеся в рефлексии, ценностно ориентированные  образы действительности, собственного "я", различения своих и чужих, т.е. все то, что образует жизненный мир и  конкретного сообщества людей в определенном пространственно-временном континууме и соответствующие ему практики. Э. Гуссерль сформулировал проблему: почему одни и те же предметы опыта обладают одним и тем же смыслом для разных людей и почему они обозначаются одними и теми же предикатами? Формулируются принципы исследования: редукция, индивидуация, плотное описание. Показывается соотношение концепции повседневности и микроистории. Характеризуется круг источников и методы работы с ними. Исследование повседневности не претендует на обобщения. Но, правильное истолкование этих свидетельств позволяет понять ситуацию, в которой они становятся возможны, увидеть «большую историю» снизу, глазами ее участников, объяснить их действия, на первый взгляд «неправильные», абсурдные и иррациональные, зафиксировать их контринституциональное содержание. Использование концепции повседневности открывает перспективу для более корректного выявления природы кризиса советской системы, а именно выявления степени рассогласования институциональной логики и приватных практик конкретных акторов, «заглянуть в голову» которых нет никакой иной возможности. doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-82-88

Биографии авторов

A. I. Kazankov, Пермский государственный институт культуры

Канд. филос. наук, доц. кафедры культурологи и философии Пермского государственного института культуры

O. L. Leibovich, Пермский государственный институт культуры

Докт. ист. наук, проф., зав. кафедрой культурологи и философии Пермского государственного института культуры

Библиографические ссылки

Список источников

Протокол допроса свидетеля Ф.М. Швецова 4.09.1937 г.// ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12702. Т. 1. Л. 97.

Стенограмма VII пленума (Пермского) Горкома ВКП(б). 3 03 1937. Т.2 // ПермГАСПИ. Ф.1. Оп.1. Д.1350.

Стенограмма V-го пленума Пермского городского комитета ВКП(б). 17 11 1937 // Перм-ГАСПИ. Ф.1. Оп.1. Д. 1362.

Библиографический список

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1993. 323 с.

Вальденфельс Б. Феноменология опыта Эдмунда Гуссерля // Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск: Пропилеи, 1999. С.141–162.

Геллер М. Машина и винтики. М.: ПИК, 1994. 336 с.

Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история: Сб. статей. М.: Нов. изд-во, 2004. 348 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука; Ювента, 1998. 316 с.

Дэвид-Фокс М. Семь подходов к феномену советской системы // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период. Антология. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2001. С. 20–44

Интервью с Игалом Халфиным и Йоханом Хелльбеком / перев. М. Могильнер // Ab Imperio. 2002. №3. С. 217–284.

Казанков А.И. Время местное: хроники провинциальной повседневности. Пермь: изд-во Пермского государственного института культуры, 2016. 162 с.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 544 с.

Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: РОССПЭН, 2010. 271 с.

Солонарь В.А. Рец.: Fitzpatrick Sh. On Stalin’s Team: The Years of Living Dangerously in Soviet Politics. Princeton: Princeton University Press, 2015. xi, 384 p. // Историческая экспертиза. 2016. № 3. С. 234–244.

Социальная мобилизация в сталинском обществе: институты, механизмы, практики: сб. науч. статей. Т. 1. / под ред. С.А. Красильникова. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2011. 189 с.

Уваров П.Ю. Франция XVI в.: опыт реконструкции по нотариальным актам. М.: Наука, 2004. 671 с.

Хархордин Олег: Обличать и лицемерить – это по-русски. URL: http://www.peoples.ru/science/

philosophy/harhordin/2002 (дата обращения: 17.05.2017).

Юнге М., Бордюгов Г., Биннер Р. Вертикаль большого террора. История операции по приказу НКВД №00447. М.: Нов. хронограф; АИРО–XXI, 2008. 784 с.

Юрганов А.Л. Русское национальное государство. Жизненный мир историков эпохи сталинизма. М.: Изд-во РГГУ, 2011. 768 с.

Янковская Г.А. Историографические образы позднего сталинизма // Астафьевские чтения. Время «веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь, 2009. С. 393–402.

Geertz С. Thick descriptions toward an interpretive theory of culture // Geertz C. The interpretation of culture. New York: Bane book, 1973. Ch. 1. P. 3–30.

References

Berger, P. L., Luckman, T. (1993), Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. Traktat po sotsiologii znaniya [The So-cial Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge], Medium, Moscow, Russia, 323 p.

Valdenfels, B. (1999), “The phenomenology of the experience of Edmund Husserl”, in Valdenfels, B., Motiv chuzhogo [Motive of a stranger], Propilei, Minsk, Belarus, pp. 141-162.

Ginzburg, С. (2004), Mify-ehmblemy-primety: morfologiya i istoriya [Myths-emblems-signs: morphology and history], Novoe izdatel'stvo, Moscow, Russia, 348 p.

Geller, M. (1994), Mashina i vintiki [Machine and cogs], PIK, Moscow, Russia, 336 p.

Geertz, С. (1973), “Thick descriptions toward an interpretive theory of culture”, in Geertz, C., The interpretation of culture, N.Y.t Bane book, New York, USA, Ch. 1, pp. 3-30.

Husserl, E. (1998), Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian meditations], Nauka; Yuventa, St. Petersburg, Rus-sia, 316 p.

David-Fox, M. (2001), “Seven approaches to the phenomenon of the Soviet system”, in Amerikanskaya rusisti-ka: Vekhi istoriografii poslednih let. Sovetskiy period. Antologiya [American Russian Studies: Milestones of historiography of recent years. The Soviet period. Anthology], Samarskiy universitet, Samara, Russia, pp. 20-44.

Kazankov, A. I. (2016), Vremya mestnoe: khroniki provintsialnoy povsednevnosti [Local time: the chronicles of local daily occurrence], Izd-vo Permskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, Perm, Russia, 163 p.

Le Rua Ladyuri, E. (2001), Montayu, oksitanskaya derevnya (1294-1324) [Montaio, an oxitan village (1294-1324)], Izdatelstvo Uralskogo universiteta, Yekaterinburg, Russia, 544 p.

Lyudtke, A. (2010), Istoriya povsednevnosti v Germanii: novye podhody k izucheniyu truda, vojny i vlasti [His-tory of everyday life in Germany: new approaches to the study of labor, war and power], ROSSPEN; German-skiy istoricheskiy institute v Moskve, Moscow, Russia, 271 p.

Krasilnikov, A.S. (ed.) (2011), Sotsialnaya mobilizatsiya v stalinskom obshchestve: instituty, mekhanizmy, prak-tiki [Social mobilization in the Stalinist society: institutions, mechanisms, practices], Vol.1, Izd-vo NGU, Novo-sibirsk, Russia, 189 p.

Uvarov, P.Yu. (2004), Frantsiya XVI veka: opyt rekonstrukcii po notarial'nym aktam [France of the XVI centu-ry: reconstruction experience in notarial acts], Nauka, Moscow, Russia, 671 p.

Harhordin, O. (2002), Oblichat i licemerit – eto po-russki [To denounce and to hypocrite – it is in Russian style], available at: http://www.peoples.ru/science/philosophy/harhordin/ (accessed 17.05.2017). Junge, M., Bordyugov, G. & R. Binner (2008), Vertikal bolshogo terror. Istoriya operacii po prikazu NKVD 00447 [Vertical of great terror. The history of the operation on the orders of the NKVD №00447], Novyy hrono-graf; AIRO-XXI. Moscow, Russia, 784 p. Yurganov, A.L. (2011), Russkoe natsionalnoe gosudarstvo. Zhiznennyy mir istorikov ehpohi stalinizma [Russian national state. The Life World of Historians of the Stalinist Epoch], Izd. RGGU, Moscow, Russia, 768 p.

Yankovskaya, G.A. (2009), “Historiographical images of late Stalinism”, in Astafyevskie chteniya. Vremya «veselogo soldata»: tsennosti poslevoennogo obshchestva i ih osmyslenie v sovremennoy Rossii [Astafiev read-ings. The Time of the “Merry Soldier”: The Values of the Post-War Society and Their Understanding in Modern Russia], Memorialnyy centr istorii politicheskih repressiy «Perm-36», Perm, Russia, pp. 393-402.

Загрузки

Опубликован

2019-11-23

Как цитировать

Kazankov, A. I., & Leibovich, O. L. (2019). Понять повседневность: эвристический потенциал концепции в исследованиях советской эпохи. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 38(3), 82–88. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2711