Лесные участки как историко-культурные ценности: особенности их выявления и сохранения на северо-западе Пермского края

Авторы

  • A. A. Aleynikov Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН
  • N. I. Aleynikova Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
  • G. N. Chagin Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

исторически ценные лесные участки, объекты культурного наследия, Северное Прикамье, коми-пермяки, добровольная лесная сертификация, Концепция высокой природоохранной ценности

Аннотация

 Особенности выявления и сохранения исторически ценных лесных участков рассматриваются в соответствии с Концепцией высокой природоохранной ценности (High Conservational Value, HCV), которая разрабатывается с 1999 г. в рамках системы добровольной лесной сертификации международной организации Forest Stewardship Council (FSC) – Лесного попечительского совета. Концепция позволяет говорить об исторической ценности лесов, связанных не только с территориями объектов культурного наследия/категориями «ценных лесов» российского лесного законодательства, но также с элементами (и компонентами) ландшафта, значимыми для воспроизводства традиций, обычаев и особенностей самосознания местного населения. В рамках Концепции такие элементы (и компоненты) ландшафта принимаются за равноценные природным, объединяются общим понятием «высокие природоохранные ценности» (ВПЦ) и в ходе лесохозяйственной деятельности сертифицированных предприятий получают обоснованные механизмы защиты. Исследование охватывает северо-запад Пермского края в границах северных районов Коми-Пермяцкого округа (территории компактного проживания аграрных этнических сообществ в зоне арендованных сертифицированными предприятиями лесов, зоны межэтнических контактов, ареалы с уникальными по степени сохранности традиционными мифологическими представлениями). Статья включает интерпретацию определений культурных ценностей Концепции (ВПЦ 6) с учётом региональных особенностей Прикамья, описывает возможности применения Концепции для сохранения культурных и ландшафтных ценностей, объектов исторического и культурного наследия на землях лесного фонда. Результаты работы имеют практическое значение для заинтересованных сторон, держателей сертификатов FSC, а также широкого круга вовлечённых в прикладные исследования региональных экспертов.doi 10.17072/2219-3111-2018-3-163-173

Биографии авторов

A. A. Aleynikov, Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН

Канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Центра по проблемамэкологии и продуктивности лесов РАН

N. I. Aleynikova, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

Асп. Института этнологии и антропологии РАН

G. N. Chagin, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Докт. ист. наук, проф. кафедры древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета

Библиографические ссылки

Список источников

Лесной план Пермского края на 2017–2027 годы. Пермь, 2017.

Лесохозяйственный регламент Гайнского лесничества. Пермь, 2013.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Пермь, 2018.

Приказ №СЭД 30-01-02-36 от 17.01.2018 «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений».

Российский национальный стандарт лесоуправления. FSC России.

Итоги ВПН 2010. Т. 4. Национальный состав населения Пермского края.

Четина Е.М. Итоговый отчёт по проекту РГНФ №14-14-59602 «Места памяти» в фольклоре Север-ного Прикамья. 2014. URL: https://goo.gl/BYf3wm (дата обращения: 24.04.2018).

Четина Е.М. Итоговый отчёт по проекту РГНФ №15-14-59601/ «Старые люди» в фольклоре Прикамья: память о «чуди» и староверах. 2015. URL: https://goo.gl/qfgzqn (дата обращения: 27.04.2018).

Библиографический список

Алейников А.А., Стенно С.П., Циберкин Н.Г., Мельничук А.Ф., Садовникова Е.Н. Влияние пермских соляных промыслов XV – XIX вв. на трансформацию лесов: опыт оценки масштабов воздействия // Russian Journal of Ecosystem Ecology. 2018. Vol. 3 (1). С. 1–16.

Браун Э.Н., Дадли А., Линд Д.Р., Мухтаман К., Стюарт Т., Синнот Т. Единое руководство по выявлению высоких природоохранных ценностей. Ресурсная сеть ВПЦ / пер. с англ. под общ. ред. К. Н. Кобякова. М.: Б.и., 2014. 78 c.

Голева Т.Г. Природные объекты в традициях коми-пермяков: представления и хозяйственно-бытовое значение // Человек и север: антропология, археология, экология: Матер. всерос. конф. Тюмень: Б.и., 2012a. С. 231–234.

Голева Т.Г. Дерево — человек: сравнительные параллели в мировоззрении коми-пермяков // От кон-гресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докла-дов. Т. 2. М.: ГРЦРФ, 2012b. С. 148–156.

Голева Т.Г. Водные объекты как места памяти о древнем населении в традиционной культуре се-верных коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10. №3. С. 125–133.

Грибова Л.С. Пермский звериный стиль (Проблема семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.

Данилко Е.С. Историческая память в исторических преданиях зюзьдинских и язьвинских коми-пермяков // Этногр. обозрение. 2007. № 2. С. 1–13.

Ильина О.В., Карпачевский М.Л., Кобяков К.Н., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева А.И. Методи-ческие рекомендации по выделению и сохранению лесов, имеющих важное социальное и культур-ное значение / под ред. О.В. Ильиной, К.Н. Кобякова. М.: Б.и., 2014. 124 с.

Королёва С.Ю., Арустамова А.А. Образ «лесного хозяина» и мифологизация пространства у коми-пермяков // Образный мир русской культуры. Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 141–145.

Королёва С.Ю. Представления о мыже в народных молитвах, несказочной прозе и обрядовой прак-тике коми-пермяков (опыт системного описания) // Вестник Пермского университета. Филология. 2011. №4. С. 194–203.

Королёва С.Ю. «Помяни, Господи, всех моих родителей»: современное бытование народных поми-нальных молитв у коми-пермяков // От конгресса к конгрессу: Матер. Второго всерос. конгресса фольклористов. М.: ГРЦРФ, 2012. Т. 4. С. 220–234.

Королёва С.Ю. Чудь с русскими именами: кого и как поминают на чудских могильниках? (материа-лы Верхнего Прикамья) // Социо- и психолингвистические исследования. 2014а. Вып. 2. С. 156–170.

Королёва С.Ю. Народные поминальные молитвы коми-пермяков и мифо-ритуальный контекст их быто-вания // Коми-пермяцкий этнографический сборник. / Под. ред. А. В. Черных, А. С. Лобановой (Труды Ин-та языка, ист. и трад. к-ры коми-перм. народа. Вып. Х) СПб.: Маматов, 2014b. С. 115–162.

Королёва С.Ю. «Знающий» в современной коми-пермяцкой деревне. К вопросу о механизмах пере-дачи и сохранения локальных форм традиционной культуры (на материале экспедиционных иссле-дований. 2000. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/koroleva1.htm (дата обращения: 18.03.2018).

Королёва С.Ю., Четина Е.М., Колегова О.А. Локусы памяти в пространстве традиции (почитание братских могил в Юрлинском районе Пермского края) // Социо- и психолингв. исследования. 2015. Вып. 3. С. 128–144.

Королёва С.Ю., Четина Е.М. Предания о братьях-богатырях Пере и Мизе: источники, историзм, локальность (на подступах к теме) // Человек и событие в исторической памяти / отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ КомиНЦ УрО РАН, 2017. С. 116–131.

Лаллукка С. Коми-пермяки и Коми-Пермяцкий округ. История, демографические и этнические про-цессы. СПб.: Европейский Дом, 2010. 336 с.

Моряхина К.В., Сарапулов А.Н. Пространственный анализ легенд о пермской чуди и их соотноше-ние с археологическими памятниками // Вестник научной Ассоциации студентов и аспирантов ис-торического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. №1 (7). С. 9–18.

Оборин В.А. К истории земледелия у древних коми-пермяков // Советская этнография. 1956. № 2. С. 66–75.

Слащев Д.Н., Гиляшова А.В. Территории высокой природоохранной ценности Березовского района Пермского края // Географический вестник. 2010. №3. С. 60–66.

Слащев Д.Н., Санников П.Ю. Леса высокой природоохранной ценности северо-запада Пермского края // Географический вестник. ПГНИУ. 2011. №2. С. 66–73.

Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII–первой половине XIX века. Пермь: Б.и., 1995. 363 с.

Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды середины XX в. Ч. 4. Местные праздники. СПб.: Маматов, 2015. 256 с.

Чугаева С.В. Важ важжез касьтылöм – поминание предков на культовых местах коми-пермяков // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. М., 2008. Вып. 22. С. 260–271.

Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 228 с.

References

Aleynikov, A. A., Stenno, S.P., Tsiberkin, N.G., Melnichuk, A.F. & E.N. Sadovnikova (2018), “Influence of the Perm salt production in XV-XIX centuries for forest transformation: impact assumption”, Russian Journal of Ecosystem Ecology, vol. 3 (1), pp. 1-16.

Brown, E., N. Dudley, A. Lindhe, D.R. Muhtaman, C. Stewart & T. Synnott (2014), Edinoe rukovodstvo po vyyavleniyu vysokih prirodoohrannyh tsennostey. Resursnaya set' HCV [Common guidance for the identification of High Conservation Values]. HCV Resource Network Moscow], Russia, 78 p.

Chagin, G.N. (1995), Etnokul'turnaya istoriya Srednego Urala v kontse XVII - pervoy polovine XIX veka [Ethno-cultural history of the Middle Urals, at the end of 17th - first half of 19th centuries], Izd-vo PSU, Perm, Russia, 363 p.

Chernyh, A.V. (2015), Russkiy narodnyy kalendar' v Prikam'e. Prazdniki i obrjady serediny XX v. Chast' IV. Mestnye prazdniki [Russian Folk Calendar in the Kama River Region. Rites and Feasts of the mid-20th century (Part IV. Local Feasts)], Izd-vo Mamatov, St. Petersburg, Russia, 256 p.

Chugaeva, S.V. (2008), “Vazh vazhzhez kas'tylöm — Prayer for the dead ancestors on the cult places of Komi-Permyaks”, in Sakral'naya geografiya v slavjanskoy i evreyskoy kul'turnoy traditsii: Vyp. 22 [Sacred geography in the Slavic and Jewish cultural tradition: Issue 22], Moscow, Russia, pp. 260-271.

Danilko, E. S. (2007), “Historical memory in the historical legends of the Zyuzdin and Yazvin Komi-Permyaks”, Etnograficheskoe obozrenie online, №2, pp. 1-13.

Goleva, T.G. (2012a), “Natural bodies in the traditions of the Komi-Permyaks: representations and economic importance”, in Сhelovek i sever: antropologiya, arheologiya, ekologiya. Materialy vserossiyskoy konferentsii [A Human and The North: Anthropology, Archaeology, Ecology. Materials of All-Russian Conference], Institut problem osvoeniya Severa SO RAN, Tyumen', Russia, pp. 231-234.

Goleva, T.G. (2012b), “A Tree - A Human: comparative parallels in the worldview of Komi-Permyaks”, in Ot kongressa k kongressu. Materialy Vtorogo Vserossiyskogo congressa fol'kloristov: Т. 2 [From Congress to Con-gress. Materials of The Second All-Russian Congress of Folklorists: Vol. 2], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklora, Moscow, Russia, pp. 148-156.

Goleva, T.G. (2016), “Waterbodies as sites of commemoration of an ancient population in the traditional culture of the Northern Komi-Permyaks”, Ezhegodnik finno-ugorskih issledovaniy, Vol. 10, №3, pp. 125-133.

Gribova, L.S. (1975), Permskiy zveriny stil' (problema semantiki) [Perm Animal Style (semantics problems)], Nauka, Moscow, Russia, 148 p.

Il'ina, O. V., Karpachevskiy, M.L., Kobyakov, K.N., Kulyasova, A.A., Kulyasov, I.P. & A.I. Yakovleva (2014), “Guidelines on the identification and conservation of high social and cultural value forests”, in Il'ina, O. V, Kobyakov K. N., Metodicheskie rekomendatsii po vydeleniyu i sohraneniyu lesov, imeyushhih vazhnoe sotsial'noe i kul'turnoe znachenie [Guidelines on the identification and conservation of high social and cultural value forests], Vsemirnyiy fond dikoy prirodyi, Moscow, Russia, 124 p.

Koroleva, S.U. (2000), «Znayushchiy» v sovremennoy komi-permyatskoy derevne. K voprosu o mekhanizmakh peredachi i sokhraneniya lokal'nykh form traditsionnoy kul'tury (na materiale ekspeditsionnykh issledovaniy [Knowing person in contemporary Komi-Permyak village. To the issue of mechanisms for the transfer and preservation of local forms of traditional culture (based on material on field research)], available at: http://www.ruthenia.ru/folklore/koroleva1.htm(accessed 17.12.2017).

Koroleva, S.U. (2011), “Myza in Komi-Permyak folk funeral prayers, legends and ceremonial practices (an at-tempt of a system description)”, Vestnik Permskogo universiteta, №4, pp. 194-203.

Koroleva, S.U. (2012), “«Remember, Lord, all my parents»: contemporary existence of Komi-Permyak folk funeral prayers”, in Ot Kongressa k Kongressu. Materialy Vtorogo Vserossijskogo kongressa fol'kloristov: Т. 4 [From Congress to Congress. Materials of The Second All-Russian Congress of Folklorists: Vol. 4], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklore, Мoscow, pp. 220-234.

Koroleva, S.U. (2014a), “Chudes with Russian names: who and how are commemorated on Сhude’s burial grounds? (North Permyak tradition)”, Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya, Issue 2, pp. 156-170.

Koroleva, S.U. (2014b), “Komi-Permyak folk funeral prayers and mytho-ritual context of its existence”, in ed. Chernyh, A. V. & A. S. Lobanova, Komi-permjackiy etnograficheskiy sbornik [Komi-Permian Ethnographic Collection: Issue 10], Mamatov, St. Petersburg, Russia, pp. 115-162.

Koroleva, S.U. & E.M. Chetina (2017), “Historical legends on brothers-heroes Per and Mize: sources, histori-cism, locality (on the approaches to the subject)”, in Krasheninnikova, Ju. A. (ed.), Chelovek i sobytie v istoricheskoy pamjati [Human and Event in the Hisorical Memory], Izd-vo IYaLI KomiNTs UrO RAN, Syktyv-kar, Russia, pp. 116–131.

Koroleva, S.U., Chetina, E.M. & O.A. Kolegova (2015), “Memory locus in the space of tradition (Rituals and narratives related to mass graves in Yurlinsky district of the Perm region)”, Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya, Issue 3, pp. 128-144.

Korolyova, S.U. & A.A. Arustamova (2010), “The image of the «forest spirit» and mythologization of space in Komi-Permyaks”, in Obraznyy mir russkoy kul'tury [The imaginative world of Russian culture], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklore, Moscow, Russia, pp. 141-145.

Lallukka, Seppo (2010), Komi-permyaki i Komi-permyatskiy okrug. Istoriya, demograficheskie y etnicheskie processy [Komi-Permyaks and Komi-Permyak Okrug. History, demographic and ethnic processes], Evropeyskiy dom, St. Petersburg, Russia, 336 p.

Moryahina, K.V. & A.N. Sarapulov (2011), “Spatial analysis of historical legends about Permian Chudies, relat-ed to archaeological monuments”, Vestnik nauchnoy Associatsii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, №1 (7), pp. 9-18.

Oborin, V.А. (1956), “To the history of agriculture in the ancient Permian Komis”, Sovetskaya etnografiya, № 2, pp. 66-75.

Shtyrkov, S.A. (2012), Predaniya ob inozemnom nashestvii: krest'yanskiy narrativ i mifologiya landshafta (na materialah Severo-Vostochnoy Novgorodchiny) [Historical legends on foreign invasion: the peasant narrative and my-thology of landscape (based on material of north-east of Novgorod area)], Nauka, St. Petersburg, Russia, 228 p.

Slaschev, D.N. & P.U. Sannikov (2011), “High concervational value forests of North-Western part of Perm re-gion”, Geograficheskiy vestnik PSU, №2, pp. 66-73.

Slashhev, D.N. & A.V. Gilyashova (2010), “High concervational value areas in Bereznyakovsky district of the Perm region”, Geograficheskiy vestnik PSU, №3, pp. 60-66.

Загрузки

Опубликован

2019-10-01

Как цитировать

Aleynikov, A. A., Aleynikova, N. I., & Chagin, G. N. (2019). Лесные участки как историко-культурные ценности: особенности их выявления и сохранения на северо-западе Пермского края. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 42(3), 163–173. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2586