http://press.psu.ru/index.php/git/issue/feedГеография и туризм2023-02-13T09:55:16+00:00Анастасия Фирсоваfirssowa@mail.ruOpen Journal Systems<ol class="ol1"> <li class="li1">Журнал «География и туризм» публикует научные статьи туристско-рекреационной тематики, исследования в сфере сервиса и маркетинга турпродуктов, работы по краеведению и экскурсоведению. В журнал включены материалы представителей академической науки, преподавателей, магистрантов, а также специалистов бизнес среды из городов России. В статьях рассмотрены вопросы теории и практики туризма, развития отдельных видов туризма за рубежом, в регионах и муниципалитетах Российской Федерации. Ряд статей посвящен анализу тенденций в сфере гостеприимства, маркетинга территорий, маршрутного проектирования в природной среде, проектирования музейного пространства и экскурсионного продукта. Журнал является периодическим научно-практическим изданием, рецензируемым РИНЦ, выходит два раза в год (в августе и декабре). Язык публикаций – русский и английский.<span class="Apple-converted-space"> </span></li> </ol>http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6224ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ И ЭНОГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ2023-02-02T15:25:49+00:00Татьяна Волковаmist-next4@inbox.ru<p>В статье рассматриваются особенности развития гастрономического и эногастрономического туризма.<br>Энотуризм на современном этапе развития зачастую является неотделимой частью гастрономического туризма. Гастрономический туризм набирает все большую популярность в России, хоть он и является относительно новым видом туризма для нашей страны. На сегодняшний день можно констатировать неравномерность развития гастрономического туризма на территории Российской Федерации.<br>Краснодарский край, Республика Крым, Ставропольский край, Ростовская область являются главными<br>регионами по производству вина и как следствие основными центрами гастрономического и энотуризма страны. Приводится анализ деятельности одних из самых успешных предприятий, реализующих услуги энотуризма на территории Краснодарского края. Характеризуя эногастрономический туризм на территории региона, автор изучает месторасположение самых популярных предприятий винного туризма в крае: Русский винный дом «Абрау-Дюрсо», агропромышленная фирма «Фанагория», «Винная деревня» в г. Анапа, малые предприятия «Южная винная компания», Владимирская усадьба, винное подворье старого грека, винодельня «Вилла Виктория» и др. Предприятия винодельческой отрасли объединяются в программы гастрономического туризма «Винные дороги Кубани». Сегодня можно говорить о том, что<br>гастрономические и эногастрономические путешествия постепенно превращаются из туров выходного дня и дополнительных экскурсионно-рекреационных услуг в более длительные самостоятельный целевые путешествия.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6225ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ2023-02-02T15:26:57+00:00Елизавета Ризельrizellyubov@mail.ru<p>Выполнен анализ состояния дополнительного образования детей в системе детско-юношеского туризма Пермского края. Установлено, что в настоящее время дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлено на формирование мотивации<br>к познанию и творчеству, содействие индивидуальному и профессиональному самоопределению обучающихся, патриотическому воспитанию и гражданской самоидентификации, а также допризывной подготовке. На современном этапе в системе дополнительного образования выбран новый вектор развития ‒ интеграция дополнительного образования в учебный процесс. В системе дополнительного образования складывается ситуация неравномерного распределения обучающихся по направленностям, приоритетными являются художественно-эстетическая и физкультурно-спортивная направленности. В государственных программах большое внимание уделяется развитию научно-технического образования детей.<br>Туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования слабо развита. И хотя многие школьники хоть раз были в походе или в экскурсионной поездке, лишь небольшой процент из них<br>систематически занимается в учреждениях дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности. Это негативно влияет на развитие детского туризма в Пермском крае. Разработана программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности для обучающихся ФГКОУ «Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации». Проведена ее практическая апробация, которая показала высокую эффективность для выбранной целевой группы аудитории.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6222НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ2023-02-02T15:25:15+00:00Татьяна Починокpochinok@list.ru<p>В статье рассмотрен туристический потенциал Гомельского региона. В качестве основополагающих программных документов для развития туристической отрасли на современном этапе в Республике Беларусь указаны Национальная стратегия развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года и Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы. Отмечена инфраструктура развития туристической отрасли в регионе, которая представлена объектами гостиничного сервиса, включающая гостиницы, гостиничные комплексы, туристско-гостиничные комплексы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, объекты общественного питании, придорожного сервиса, особо охраняемые природные территории. Особое внимание уделено развитию агроэкотуристического направления, представленного агроусадьбами, домами охотника и рыболова, охотничьими турами, экологическими тропами и туристическими маршрутами. В регионе активно развивается промышленный туризм, автор отмечает промышленные предприятия региона, которые проводят экскурсии. Обозначена деятельность по сохранению культурно-исторических памятников, восстановлению и эффективному использованию объектов историко-культурного наследия. Сделан акцент на развитие маршрутов военно-патриотической направленности, приведены примеры исторических мемориальных комплексов. Особое внимание уделено автором подготовке квалифицированных кадров для работы в туристической отрасли на примере Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины.<br>Приведены примеры образовательных и воспитательных мероприятий для профессиональной подготовки студентов специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (международный туризм)». Отмечена деятельность университета по участию в организации аттестационных экзаменов на квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков в Гомельской области совместно с государственным учреждением «Национальное агентство по туризму». В качестве примера<br>республиканского профессионально ориентированного мероприятия, организованного Национальным агентством по туризму, приведен выездной семинар, направленный на развитие промышленного и культурно-познавательного туризма в Гомельской области, в котором также приняли участие преподаватели и студенты университета</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6228ПРОМЫШЛЕНЫЙ ТУРИЗМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ2023-02-02T15:36:35+00:00Инна Зыряноваinnaziryanova@mail.ru<p>Промышленный туризм как явление существует с конца XX века, а как предмет отдельных исследований в российской рекреационной географии только становится. В течение прошлого века, несмотря на бурное промышленное развитие, он не рассматривался как приоритетный и массовый вид в СССР<br>и России. В современном мире промышленный туризм вырвался из нишевого вида и каждый год прибавляет количество посетителей, как за счет популярности, так и подключения новых промышленных объектов. В России, популяризацией промышленного туризма активно занимается некоммерческая организация «Ассоциация стратегических инициатив», которая представила «Методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации» и сотрудничает уже более чем с 350 предприятиями. Российская федерация и, в частности, Пермский край имеют богатый потенциал для развития данного вида туризма. На территории Пермского края многообещающим феноменом представляется Горнозаводская цивилизация — регион был одним из первых центров промышленного освоения Уральских гор. В работе приведен сравнительный анализ нескольких промышленных и туристских объектов, из которого видно, что уже сегодня многие промышленные объекты имеют популярность. Кроме этого,<br>в статье рассмотрены научные подходы к промышленному туризму, его потенциалу, возможные перспективы его развития в Пермском крае.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6231ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА ЗУЕВСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ2023-02-02T15:38:23+00:00Алевтина Веприковаtimiredisfailinthesky@gmail.com<p>В статье представлены особенности туристско-рекреационного пространства Зуевского района Кировской области с использованием метода анализа информационной базы интернет, который позволил выявить туристско-рекреационный потенциал. Кроме того, в статье приведён пример туристского каркаса исследуемой территории, на котором отображены основные объекты туристского показа, точки предприятий общественного питания, коллективные средства размещения, а также тур, реализующийся и продвигающийся туроператором «Вездеход» в рамках туристского маршрута по селу Рябово. Зуевский район известен историко-мемориальным и ландшафтным музеем-заповедником художников В.М. и А.М.Васнецовых<br>«Рябово», благодаря которому в селе проводятся различные событийные мероприятия, посвящённые художникам и художественному ремеслу («Всероссийский Васнецовский пленэр»), а также реализуются успешные<br>гранты и проекты («Бабушкин лоскуток», «Васнецовский август»). Помимо анализа туристского потенциала был проведён SWOT-анализ развития туристского потенциала, который помог выявить проблемные стороны<br>туристской сферы Зуевского района Кировской области. Анализ программ развития туризма и культуры в Зуевском районе показал, насколько неустойчиво развитие туризма в Зуевском районе, поэтому в рамках<br><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">постоянно с возникновением туристской сферы были представлены примерные направления работы, охватывающие и проводящиеся события, и содействие в работе предпринимательства, и создание новых проектов. </span><span style="vertical-align: inherit;">По результатам проведенных исследований были выявлены основные проблемы и рекомендации, которые повышают уровень образования в области. </span><span style="vertical-align: inherit;">Это связано с более ответственным подходом к реализации программ развития туризма и культуры в сфере, повышения туристской конфиденциальности, использования ресурсов в</span></span></p> <p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">культурно-познавательном видеотуризме.</span></span></p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6220СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН2023-02-02T15:24:42+00:00Гулбаньор Ядгароваgulia63@mail.ru<p>В статье раскрывается роль аграрного туризма в сельском территориальном развитии, на примере Республики Таджикистан рассмотрены возможные модели сельского туризма, предлагается концепция его развития. Под агротуризмом авторы понимают не только отдых в сельской местности в сочетании с занятиями сельскими видами работ, но и проведение различных мероприятий — спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных и т.д. Мероприятий, которые в целом имеют размещенческую предрасположенность к сельской местности и направлены на создание благоприятных производственно-социальных условий, занятости местного населения и повышения уровня жизни. В статье подчеркнута роль диверсификации в сохранении сельских населенных пунктов, природных и культурных объектов, традиций конкретных регионов. Требуется упорядочить рынок сельского туризма в Республике Таджикистан, развивать его материальную базу и инфраструктуру, укреплять позиции в этой сфере на внутреннем и международном рынках, открывать новые туристские маршруты с элементами активного отдыха.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6226НАУЧНОЕ ПЛОДОРОДИЕ РУССКОЙ САВАННЫ 2023-02-02T15:27:57+00:00Владимир Леопольдович kaganskyw@mail.ru<p>Очерк научных впечатлений путешествия теоретика по Смоленскому Поозерью в июне 2017 года. Впечатления категориально и концептуально оформлены. Условие и сильный ресурс моей оптики в этом путешествии — визуальное, акустическое, эстетически-чувственное до синестезии — свежесть юного лета. Район путешествий — Внутренняя Периферия, здесь меж Подмосковьем и Белоруссией (далее Европой) с одной стороны и между полимагистралями «Москва — Париж» и «Москва – Рига» с другой стороны; периферия средь провинции. Это и погранично-порубежный край, широкая и очень исторически долгая контактно-конфликтная полоса. Смоленское Поозерье — персоногенный ландшафт, это место, ландшафтный район «сделал» в ландшафте и культуре Н. М. Пржевальский; локальный культурный герой. Открыта вместе с Б. Б. Родоманом новая формация культурного ландшафта — «Русская саванна». Национальный парк и заповедник — особый фокус культурного ландшафта. Парк — яркий пример экологической конверсии, (попытки) превращения неискоренимых «недостатков» Внутренней Периферии в преимущества. Помещики оставили важный оттиск в ландшафте, и он используется, музее фицируясь до сих пор — не заменят ли заповедники и национальные парки усадьбы? Новое «зеленое дворянство»? Тысячу лет назад ландшафт был весьма освоен, лесов было меньше, селений больше — именно здесь и проходили разные варианты пути из варяг в греки. Утрачивая аграрно-производственные и селитебные функции и роль оборонительного барьера, край ныне — поставщик экосистемных / геосистемных услуг, колодец, легкие и лесопарк СуперПодмосковья.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6233«ЦЕНТР — ЗАВОД — ГЛУБИНКА» КАК ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ПРЕДЕЛАХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ 2023-02-02T15:44:36+00:00Ольга Терентьева ovterenteva@mail.ru<p>Современный туризм развивается в тренде экономики впечатлений, для чего требуется, во-первых, плотное, а во-вторых, разнообразное туристическое пространство. Насыщенность туристического пространства в пределах города, высокая плотность разнообразных аттрактивных объектов требует углубления методологических подходов к исследованию внутренней морфологии города. В данном тексте пространство крупных городов предлагается рассматривать через призму трёхчленной модели. Застройка промышленными объектами в советское время привела к формированию индустриальных поясов, отделивших исторический центр от глубинки. Таким образом, сформировалось три зоны, для каждой из которой характерен свой архетип (хронотоп). Архетип городской среды понимается как сложившееся целостное представление об архитектурных образах, определённых социальных практиках и культурном контексте, характерных для определённых районов города. В каждой из этих частей развиваются свои направления туризма, часто не пересекающиеся между собой. Данное обстоятельство ставит задачу разработки туристических маршрутов по каждой из выделяемых зон таким образом, чтобы избежать лишних объектов, «неподходящих» архетипов городской среды. Это, в свою очередь, требует учёта ландшафтных особенностей города, применения генетического подхода для анализа сложившихся зон. Во многом для крупных постсоветских городов будут характерны одни и те же архетипы городского пространства, а именно, сформировавшийся до XX века исторический центр, индустриальный пояс советского времени и городская периферия. Характеристике трёх архетипичных зон города Саратова посвящен данный текст. Особое внимание уделяется возможностям развития туризма в промышленном поясе.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6516ТУРИСТСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ2023-02-13T09:30:27+00:00Нина Харитоноваnina3747@mail.ru<p>Рассмотрены понятия план и проект, выявлены их отличия и особенности туристских проектов. На основе анализа источников литературы обобщены и приведены основные принципы проектирования в туризме. Предложена последовательность инвестиционного проектирования объектов в глубинных территориях, на примере загородного размещения туристов <br>в Пермском крае. Выделены необходимые разделы и подразделы инвестиционного проекта, и их основное содержание. Представлен план мероприятий по реализации проекта по фазам его осуществления: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.</p>2018-08-31T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6528ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ: К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОЙ АТТРАКЦИИ2023-02-13T09:42:34+00:00Анастасия Фирсоваfirssowa@mail.ru<p>В статье рассматривается процесс создания туристской аттракции на основе политического сюжета. Впервые вводится понятие «политический сюжет», приводится его типология. Авторы анализируют существующую туристскую аттракцию, в основе которой лежит политический сюжет — это «Мемориальный комплекс политических репрессий Пермь-36». Показано в каких отношениях <br>находятся политический сюжет и созданная на его основе аттракция: как этот сюжет репрезентируется и какие функции выполняет. Рассмотрена специфика восприятия туристами аттракций, которые имеют политическую окраску. Авторы приходят к выводу, что мемориальный комплекс, посвященный репрессивной системе прошлого, является площадкой для дискуссии о свободе в настоящем</p>2018-08-31T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6236ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРИКАМЬЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ XIX ВЕКА: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА2023-02-02T15:47:52+00:00Анастасия Фирсоваfirssowa@mail.ru<p>В статье предпринят анализ звуковых образов пространства в литературных путешествиях XIX –нач. ХХ вв. по р. Каме и ее притокам — Вишере, Косьве, Чусовой. Дана характеристика звуковой<br>среды, которая формирует звуковой ландшафт — один из компонентов культурного ландшафта. Звуковые образы пространства рассмотрены как составляющая географического образа, который в традиции культурной географии трактуется как система взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко и просто характеризующих какую-либо территорию, место, страну. Методы выявления географических образов территории востребованы при составлении литературно-географических карт, разработке отдельных туристских продуктов, в маркетинге туристских территорий.<br>Для характеристики географических образов в жанре путешествия автор использует spatial text analysis и<br>изучает топографические составляющие текста, сенситивные впечатления, звуковые образы. Spatial text analysis перспективен не только с целью расширения междисциплинарных подходов культурной географии, но и для решения практических задач в туризме. Круизный туризм по р. Каме относится к приоритетным видам туризма в Пермском крае, перед регионом стоит задача сформировать турпродукт, соответствующий критериям национального туристского маршрута. Изучение географических образов «пароходных<br>путешествий» имеет значение для разработки концепта продвижения камских путешествий.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6237УЛИЦЫ ГОРОДА КРАСНОСЛОБОДСКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ НАЗВАНИЯ2023-02-02T15:49:55+00:00Мария Щербинкинаmarya.sherbinckina@yandex.ru<p>Любой город имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик края многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей, выдающихся творений зодческой мысли. Малый<br>исторический город, к числу которых относится и город Краснослободск Республики Мордовия, — это<br>особый тип сообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественный историко-культурный потенциал, способный актуализироваться в современности. Социально-историческая информация,<br>оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и<br>так далее) сохраняется и может быть востребована следующими поколениями. В связи с этим важно<br>знать не только названия улиц городов, данные при их основании и развитии, но и их современные<br>названия. Прошлое есть у каждой улицы. Поэтому изучение исторических названий улиц преследует<br>достижения нескольких целей: наименования улиц являются ценными памятниками духовной культуры человечества и изучение их исторических названий будет способствовать формированию национального самосознания населения; подготовки городских экскурсоводов, знакомящих экскурсантов<br>с историей городов; осуществления анализа геокультурных образов культурного ландшафта в конкретном городе. В названии улиц отражается жизнь поколений, ощущается дыхание прошлых лет, поэтому<br>исторические названия улиц могут быть оформлены в туристский продукт, способный вызвать интерес современников.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6238ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ГОРНОГО ДЕЛА «ПЕТРОВСКИЕ КАМЕНОЛОМНИ»2023-02-02T15:50:11+00:00Ольга Кадебскаяicecave@bk.ru<p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Комплексный музей горного дела с военно-историческими испытаниями «Петровские каменоломни» планируется link на территории Ленинского района в Республике Крым в пределах заброшенных, на сегодняшний день, выработок известняка. </span><span style="vertical-align: inherit;">Каменоломни расположены в 280 м от трассы </span></span><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">«Таврида», и в 15 км от железнодорожной станции в пос. </span><span style="vertical-align: inherit;">Ленино. </span><span style="vertical-align: inherit;">На сегодняшний день этот историко-культурный объект, как и территория в целом, не встречается у туристско-рекреационного использования. </span><span style="vertical-align: inherit;">Это свидетельствует о том, что состояние ландшафта, экологическая ситуация и многие характеристики каменоломен не оценивают высокую потенциалу уникального объекта исторического </span></span><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">наследия Республики Крым, крупному пониманию правильной установки туристического сервиса и</span></span><br><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">проблемам охраны природы и поражений памяти. </span><span style="vertical-align: inherit;">Создание экскурсионного маршрута позволит туристам </span></span><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">соприкоснуться с женами Крымских подземелий и Керченского полуострова. </span><span style="vertical-align: inherit;">Цель проекта — создание </span></span><br><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">объекта туристско-рекреационного использования исторического наследия Республики Крым </span></span><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">«Петровские каменоломни». </span><span style="vertical-align: inherit;">Созданный новый туристический объект позволит повысить статус района </span></span><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">как туристического и курортного региона Керченского полуострова. </span><span style="vertical-align: inherit;">Виды туризма, которые отдают возможность болезни новый экскурсионный объект: познавательный, санаторно-курортный, природно-ориентированный, активный. </span><span style="vertical-align: inherit;">Возможно использование экспозиций объекта «Петровские процессы каменоломни» в учебных заведениях школьников и студентов Республики Крым.</span></span></p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6223К БЕЗОПАСНОСТИ НЕКАТЕГОРИЙНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ И МЕРОПРИЯТИЙ2023-02-02T15:25:46+00:00Сергей Мичуринmichura2004@rambler.ru<p>В современном развитии внутреннего туризма в России и в Пермском крае, в частности, наметились выраженные проблемы, большей частью носящие комплексный характер. Одна из них — состояние природных объектов активного туризма и околотуристских мероприятий. Не менее важная проблема — отношение к безопасности туристов, эти объекты посещающих. Со стороны самих туристов современная специфика безопасности обусловлена современными стереотипами активного туризма. Со стороны проектирования и проведения туристских мероприятий, как индивидуалами, так и самыми различными организациями и сообществами — недостаточным вниманием к проблеме безопасности. Со стороны администраторов территорий — носителей туристских ресурсов — вопиющей некомпетентностью в вопросах туризма на объектах природной среды. С одной стороны, имеет место повторное и новое туристское освоение ряда природных территорий, к которым относится и Пермский край, с другой — освоение это во многом имеет спонтанный, несистематический характер, следствием чего является недостаточная защищённость туристов. При этом динамика туристского сообщества такова, что современный массовый турист склонен вести себя как пользователь продукта, вне зависимости от качества этого продукта и даже от его наличия или отсутствия. Основа же личной безопасности в природной среде — реальный опыт туристских прохождений — у пользователя отсутствует по определению.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6229ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ2023-02-02T15:37:24+00:00Наталья Середаnatsereda@yandex.ru<p>С<br>ледует констатировать, что в мире, несмотря на пандемическую ситуацию, экологический туризм во всех<br>своих моделях, направлениях и формах продолжает демонстрировать, используя экономический термин,<br>рост роста. Индустрия туризма даже в условиях спада отзывается в первую очередь на актуализированные социально-культурные потребности людей — такие, как ведение здорового и экологичного образа жизни<br>и ответственное отношение к потреблению разного рода ресурсов. Значимость интенсивного развития экологического туризма осознана и в России, которая в настоящее время находится в периоде интенсификации<br>развития сферы туризма и гостеприимства: внесены существенные дополнения и поправки в Федеральные<br>законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных<br>территориях» и ряд других нормативно-правовых документов, в Национальном проекте «Туризм и индустрия<br>гостеприимства» одним из трёх якорных видов туризма обозначен природный (экологический), который в<br>нашей стране, с одной стороны, имеет безусловно огромный потенциал развития, с другой — несомненно<br>нуждается в контроле этого развития, что показали проведённые исследования (экспертное интервьюирование и анкетирование целевых групп). </p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6234КАЙТИНГ КАК ВИД ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ2023-02-02T15:44:45+00:00Владислав Мыльниковmylnikov.1998@inbox.ru<p>Кайтинг — один из недавно появившихся видов экстремального спорта, история которого насчитывает менее 50 лет. Для его осуществления необходимы два условия: протяженные ровные поверхности и ветер. В Пермском крае есть все природные и климатические предпосылки для развития кайтинга, благодаря наличию двух больших водохранилищ: Камского и Воткинского. Также имеются спортсмены и люди, интересующиеся данным видом экстремального туризма. Тем не менее в Пермском крае нет ни одного кайт-центра. В статье изучается история развития кайтинга, возможности занятия и уровень его развития в Пермском крае, где более развит сноукайтинг в зимнее время, на застывших водохранилищах и <br>обширных снежных полях. Изучается опыт других регионов по развитию кайтинга. Учитывая мнение экспертов, обосновывается необходимость создания инфраструктуры для данной деятельности, выбирается наиболее подходящий участок для создания кайт-центра в Пермском крае, находящийся в поселке Висим, Добрянского района, на берегу Камского водохранилища. </p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6218НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МОТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРА2023-02-02T15:21:58+00:00Ирина ЩепетковаTurismpsu@gmail.com<p>Ностальгический туризм — особый и редко востребованный в России вид туризма. Его выделение обусловлено специфичной мотивацией туристов, особой географией посещаемых мест, индивидуализацией путешествия и часто возрастными особенностями путешественников. В данном виде туризма важную роль имеет личный контакт туриста и специалиста в дестинации, особенно, если турист — иностранец. Пермский край не является туристской меккой, но регулярно принимает зарубежных гостей, объектами туристского интереса которых являются природные достопримечательности и активности в их пределах, уникальный культурно-исторический объект — Музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36». История «вынужденной несвободы», связанная с политическими решениями и большими коммунистическим стройками советского государства, представляет собой потенциальную возможность для привлечения туристов, желающих вспомнить прошлое, познать самого себя через историю своих предков. И если для отечественных туристов такая поездка скорее исключение, то для западного туриста — это обычный мотив путешествия. На примере запросов туристов из Великобритании и Новой Зеландии показана уникальность и сложность организации ностальгического тура, его значение для туристов. Оба тура связаны с историей репрессированных поляков, целыми семьями высланных на территорию северного Прикамья. Данные об этом не просто обнаружить в печатных источниках, они стираются из памяти жителей, исчезают вместе с населенными пунктами. Именно поэтому ностальгический туризм предполагаетнаучно-исследовательскую деятельность при разработке тура и обладает весомой социальной нагрузкой.<br>Он важен в реализации не только для самих туристов, но и для принимающей стороны с позиции сохранения истории мест, памяти о людях и передачи информации молодому поколению.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6221ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХАЛЯЛЬНОГО ТУРИЗМА В МИРЕ2023-02-02T15:24:52+00:00Людмила Сотоваsotova@mail.ru<p>Рост и популярность гастрономического туризма обусловливают усиливающийся мировой интерес к нему со стороны туристов разных национальностей и вероисповеданий. Увеличение мусульманского населения приводит к увеличению доли туристов из этих стран. Религия ислама широко распространена во многих странах, и ислам является государственной идеологией. Его религиозные традиции также имеют непосредственное влияние на культуру питания верующих. В статье рассмотрены особенности нематериального культурного наследия исламской кухни, которая является основой для развития халяльного туризма. Халяльный туризм — одно из направлений гастрономического туризма, подразумевающий размещение и обслуживание в соответствии с правилами ислама, такого определения придерживаются авторы, тем самым удовлетворяя мусульманских путешественников их религиозным требованиям. Авторы характеризуют особенности развития халяльного туризма в мире, отмечая, что его география характерна на сегодняшний день не только в мусульманских странах, но и в странах Европы и Азии с немусульманским большинством, но с учетом его зарождающегося состояния. Авторы использовали теоретические методы исследования, а именно: анализ и синтез, обобщение, которые позволили сделать определенные выводы и умозаключения. </p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6227ФОРМИРОВАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА «САРАНСК — ТЕМНИКОВ — САНАКСАРЬ»2023-02-02T15:35:11+00:00Вячеслав Кицисvkitis@gmail.com<p>Туристские кластеры в настоящее время играют весьма заметную роль в развитии туризма. Они используют преимущества кооперации в сфере туризма предприятий и организаций, входящих в состав кластера. Использование кластерного подхода позволяет объединить работу региональных и муниципальных властных, предпринимательских, общественных и иных организаций по созданию конкурентного<br>туристского продукта, основанного на максимальном использовании туристского потенциала территории, привлечению инвестиций и повышению туристской привлекательности. Взаимодействие и синергия, возникающие в результате их совместных действий, создают конкурентные преимущества по сравнению с изолированными действиями отдельных компаний. Все это объясняет широкий интерес к формированию туристских кластеров. Цель статьи — рассмотреть особенности формирования паломническо-туристского<br>кластера «Саранск — Темников — Санаксарь», предметом исследования выступает паломническо-туристский кластер, его маршрутная организация, основные участники. Кластер создается с целью социальноэкономического развития Темниковского муниципального района, находящегося в депрессивном состоянии, за счет увеличения туристского потока благодаря повышению эффективности деятельности входящих в туристский кластер предприятий и организаций. Его географической особенностью является выгодное географическое положение в экологически чистой части Республики Мордовия. Дана характеристика социальной значимости проектирования кластера в части восстановления и сохранения историко-культурного и природного наследия, духовно-нравственного, патриотического воспитания и экологического просвещения населения.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6230ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАВЕДЕНИЙ ПИТАНИЯ (по материалам опроса молодежи Пермского края)2023-02-02T15:38:19+00:00Нина Харитоноваkharitonovaninaviktorovna@mail.ru<p>На материалах онлайн-опроса на платформе Goоgle с рассылкой через социальную сеть ВКонтакте в феврале 2021 г., проведенного в рамках студенческой научной работы кафедры туризма ПГНИУ, предпринята попытка выяснить впечатления пермской молодежи от посещения заведений питания и их влияние на желание посетить повторно. Целью анкетирования было подтвердить или опровергнуть отдельные теоретические положения экономики впечатлений. Результаты опроса позволили установить, что понятие впечатления не расходится с научным и представляется как образ, след, оставленный в сознании чем-либо или кем-либо. Основной целью посещения заведений массового питания является пищевая потребность в сочетании с приятным времяпровождением, а основными критериями выбора заведения <br>небольшой средний чек, меню, близкое территориальное расположение, репутация и личные впечатления. Положительные и отрицательные впечатления совпадают, к ним относят вкус еды, приемлемую цену и <br>обслуживание, что свидетельствует о преобладании удовлетворения естественных, а не искусственно сформированных потребностей — часто отмечаемой черты потребления в экономике впечатлений. Выявлено, что в восприятии и выборе заведения питания присутствуют не только практически полезные, но и эстетические и развлекательные элементы впечатлений, что соответствует теоретическим представлениям. <br><br></p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6232МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ С ПОЗИЦИЙ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ 2023-02-02T15:42:27+00:00Алла Лимпинская alla_sid@mail.ru<p>Международный туризм, как явление общественной жизни, оказывает разнообразное влияние на страны, людей, социальные системы. Экономическая роль, суть которой в улучшении платежного баланса страны, стимулировании создания рабочих мест и развития туристской инфраструктуры, — наиболее значима и хорошо изучена. Социальному значению международного туризма и его влиянию на общественные процессы уделяется гораздо меньшее внимание, что наводит на неверные выводы о его ненужности и незначительности. Наиболее существенным последствием международных туристских обменов является формирование цивилизованных, мирных взаимоотношений между странами, основанных на понимании и уважении особенностей отдельных государств. Выступая индикатором и одновременно инструментом повышения качества жизни, международный туризм отражает уровень жизни населения страны и участвует в процессах развития личности. На молодежь, как стратегический ресурс развития общества, посещение иностранных государств с туристскими целями оказывает весомое влияние, расширяя кругозор и повышая общий уровень образованности. Выезды за пределы страны оказывают благотворное влияние на физическое и психическое здоровье людей: многообразие мировых туристских ресурсов позволяет полноценно удовлетворять потребности путешественников, что в результате приводит к существенному терапевтическому эффекту. Концептуальность и весомость изменений на личностном, общественном и государственном уровнях, которые происходят в результате международных туристских обменов, позволяют делать вывод о существенной социальной значимости международного туризма.</p>2023-02-06T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 http://press.psu.ru/index.php/git/article/view/6542РАЗВИТИЕ АНИМАЦИОННОГО СЕРВИСА В ТУРИЗМЕ2023-02-13T09:55:16+00:00Елена ВолкLekos1@yandex.ru<p>В связи с изменением образа жизни современного человека и пресыщения потребителей всевозможными товарами и услугами возникает вопрос о создании отдыха нового качества и наполнение его продуктами другого качественно уровня. В данной статье поднимается вопрос включения в туристский продукт анимационного сервиса, приводящего к созданию впечатлений и трансформаций.</p>2018-08-31T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023