АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАЧЕНИЯ ЛЕКСЕМЫ «ВЛАСТЬ» В НАИВНОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

  • Тамара Ивановна Ерофеева, Егор Юрьевич Крохалев

Аннотация

Данное исследование связано с социальным заказом, требующимся от школьников, как от будущих полноправных граждан страны, корректного понимания политической лексики. Цель статьи – рассмотреть значение лексемы ВЛАСТЬ в наивном сознании школьников 10–11 классов и на основании полученных результатов дать некоторые методические рекомендации для изучения политической лексики в общеобразовательных учебных заведениях. С этой целью проведён ассоциативный эксперимент, в котором участвовало 22 школьника из 10–11 классов: 13 девочек и 9 мальчиков. Получено 65 ассоциаций, составивших 9 тематических групп. Результаты эксперимента показали, что ядро и предъядерная зонаассоциативного поля определяют конкретизацию значения лексемы, которые не представляются ключевым с точки зрения политической семантики лексемы. Для восполнения пробелов в исследовании подобной лексики можно обратиться к методическим приёмам расширения лексикона. Восприятие политической лексемы ВЛАСТЬ в наивном сознании школьников оказывается сконцентрированным вокруг ассоциаций государство, президент и личность В.В. Путина, находящихся в ядре ассоциативного поля. Предъядерная зона уточняет это значение. Как показал эксперимент, в наивном сознании школьников отмечается стремление к конкретизации значения лексемы. Как показывают результаты исследования, значение лексемы ВЛАСТЬ с точки зрения органов государственного и местного управления в наивном сознании школьников не является ключевым.

Загрузки

Опубликован

2023-03-20

Выпуск

Раздел

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ