Структурная энтропия как мера фракционирования массопотоков в экосистемах в условиях транспортного прессинга

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2410-8553-2022-2-16-38

Ключевые слова:

полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), транспортная нагрузка, энтропия, массопотоки, Albic Retisols (Ochric)

Аннотация

Анализируются особенности распределения полициклических ароматических углеводородов, рассматриваемых как геохимические маркеры массопереноса в структурных переходах «снег–почвы–растения» городских почвенно-растительных систем. Опытный импактный полигон – территория с интенсивным транспортным прессом – кампус РУДН с прилегающей зеленой зоной (юго-западный округ г. Москвы). Пространственная изменчивость полиаренов в средах и структурных переходах носит хаотический характер. Проведены расчеты выбросов полиаренов от сгорания топлива, истирания автошин, тормозных колодок и асфальта. Такое «наложение» загрязнения от внешних источников способствует интенсивной хаотизации структурных переходов в обозначенной системе. Оценена роль экстенсивных параметров (приращений энтропии, энергии Гиббса, энтальпии) в средах и различных структурных переходах. Акцентируется волновая природа воздействия автотранспортных средств как источников загрязнения. Информативные параметры франкционирования комплекса полиаренов – зависимости приращения структурной энтропии от коэффициентов транслокации во взаимодействующих компонентах. Аппарат термодинамики позволяет идентифицировать факторы и механизмы, определяющие накопление полиаренов в естественных и транспортно-нагруженных условиях. Методами группировок выделены подвижные и нейтральные пулы мигрирующих полиаренов в почвенно-растительной системе. Анализ миграции в неравновесной системе «снег–почвы–корни растений – стебли» с применением принципов термодинамики позволил выявить хаотичность процессов миграции и накопления. Ведущая роль в структуризации потоков полиаренов в приведенной системе отведена ризосфере. На основании изменчивости термодинамических параметров введено понятие структурной проточности систем. Это позволяет объективизировать процедуру оценок интенсивности антропогенных нагрузок и выявить участки почвенно-растительной системы с максимальным накоплением и с максимальной «пропускной способностью» по отношению к полиаренам.

Загрузки

Опубликован

2023-03-04

Как цитировать

Хаустов, А. П. ., & Редина, М. М. . (2023). Структурная энтропия как мера фракционирования массопотоков в экосистемах в условиях транспортного прессинга. Антропогенная трансформация природной среды, 8(2), 16–38. https://doi.org/10.17072/2410-8553-2022-2-16-38

Выпуск

Раздел

Трансформация природной среды